Сдай в утиль и спи спокойно
Казахстанцы стали охотнее избавляться от старых автомобилей, сдавая их в утиль, а наиболее предприимчивые даже делают на этом бизнес. На данный момент сдано уже около 15 тысяч легковых машин. Примерно столько же за время действия программы РОП (расширенные обязательства производителей и импортеров) продано в автосалонах новых легковушек.
Эта программа в Казахстане официально действует с 1 января 2016 года, но утилизация старых автомобилей фактически началась только 21 ноября.
На первом этапе население отнеслось к ней настороженно. Однако теперь, возможно, правительству даже придется увеличивать квоту на прием машин, так как неиспользованных денег в 2016-м (перешедших на этот год), а также предусмотренной платы за 20 тысяч старых машин на 2017-й может не хватить, если люди такими же темпами будут обращаться в пункты приема автохлама.
Напомним, пока автовладельцы могут избавиться от своих престарелых железных коней двумя способами: сдав автомобиль в комплекте и в разукомплектованном виде. Естественно, первый вариант (около 150 тысяч тенге) в три раза дороже второго. Его-то люди в основном и выбирают. Второй вариант в общем объеме обращений не набрал даже одного процента. И, откровенно говоря, такая статистика достигнута не без доброй воли ТОО “Оператор РОП”.
Управляющий директор Рустам ТЕМИРБЕК говорит, что если укомплектованным автомобилем считается любая легковушка, у которой есть капот, багажник, двери, двигатель, коробка передач, то роповцы закрывают глаза на то, что иногда люди приходят сдавать, условно говоря, “жигули” с москвичовским двигателем или дверями, находящимися в салоне. По сути, ведь главная задача - собрать хлам, и если люди доукомплектовали машину таким способом, то эту задачу можно считать выполненной.
- Гораздо лучше, если отработанная аккумуляторная батарея поступит в пункт приема, чем если она будет валяться где-нибудь в гараже или на свалке, - отмечает Темирбек.
К слову, к особенностям казахстанской РОП, отличающим ее, скажем, от российской, можно отнести и то, что у нас в программу попадают не только физические, но и юридические лица. Более того, у нас люди могут сдавать не одного “старичка”, а два и более.
В некоторых регионах уже появился малый бизнес на этом. Предприниматели ездят по селам, скупают то, что у кого-то десятилетиями гниет в сараях, снимают этот автолом с учета в дорожной полиции, получают доверенность и сдают железо в приемный пункт.
Во многом благодаря этому на сайтах по продаже автомобилей исчезли предложения в ценовом диапазоне до 200 тысяч тенге. Однако выигрывают не только предприимчивые старьевщики, но и бывшие владельцы утиля, и - что немаловажно - государство: налог не выплачивается только при сдаче одного автомобиля, а с каждого последующего уже нужно делиться с бюджетом. При этом все операции идут “в белую” без риска ухода “в тень” в отличие от авторазбора на запчасти. Исключена работа и с угнанными автомобилями: после принятия каждого транспортного средства роповцы отчитываются перед полицией.
По словам Рустама Темирбека, эта деятельность РОП в итоге дает мультипликативный эффект. Во-первых, оздоровление экологии, во-вторых, поддержка экономики (многие не знают, что часть средств, собранных с производителей и экспортеров автомашин, возвращается казахстанским автосборочным предприятиям) ну и, в-третьих, “живые” деньги, которые получают автовладельцы.
Тем не менее сейчас многие предпочли бы получить вместо денег сертификат за сданный в утиль автомобиль. И эти надежды не напрасны. Планируется, что такой сертификат будет стоить 315 000 тенге. Его нельзя будет обналичить, но можно использовать в качестве оплаты части стоимости нового авто (или в качестве первоначального взноса, если машина приобретается в кредит).
Участники рынка ждут появления такой возможности уже в ближайшее время.
Причем, по предварительной информации, любому казахстанцу можно будет сдавать несколько автомобилей в обмен на несколько же сертификатов. Правда, оплатить ими позволят не более 30 процентов от стоимости нового железного коня. Скажем, если вы насобирали хлама на три миллиона тенге, то сертификаты можно использовать полностью лишь в том случае, если ваш новый автомобиль не дешевле 10 миллионов. За трехмиллионную машину вы не сможете дать более трех сертификатов.
Такие ограничения, в общем-то, понятны: отечественным автосборочным предприятиям нужны не условные, а реальные деньги на зарплаты сотрудников, закупку комплектующих и т. д. Впрочем, пока это в стадии обсуждения.
В общем, надо признать: ситуация с утилизацией заметно улучшается. В регионах уже не только организована приемка старых машин, но и запущено их брикетирование. Здесь нужно иметь в виду, что ТОО “Оператор РОП” само не занимается этим видом деятельности - предприятие лишь создает условия и стимулы для частного бизнеса, представители которого пожелали заработать на хламе.
Нельзя не упомянуть и о других важных направлениях деятельности РОП - утилизации шин, пластика, аккумуляторов, масел, твердых бытовых отходов. Работы здесь не меньше, но она не столь заметна для обывателя.
Управляющий директор НТП Kazecotech Владимир АНДРЕЕВ подчеркивает: существует два мира. Один уничтожает отходы, а другой - цивилизованный - занимается их переработкой. Перейдя к работе по системе РОП, мы оказываемся в общецивилизованном тренде. Мы таким образом определились с понятием самих себя.
- Благодаря этой структуре в стране будет воссоздана перерабатывающая отрасль по переработке вторичного сырья. И это правильно. Во-первых, гадить там, где живешь, нельзя. А во-вторых, при использовании вторичного сырья экономится от 30 до 60 процентов энергозатрат на новое производство. Иначе говоря, перерабатывать, например, использованные автомасла дешевле, чем производить новые из нефти, - уверен Андреев.
Благодаря тому что бизнесу сейчас компенсируются расходы на переработку масел, у нас стали появляться специализированные перерабатывающие предприятия. Правда, пока они в основной своей массе примитивны - рассчитаны на получение на выходе печного топлива. Заводы же по изготовлению нового масла из старого (что гораздо экологичнее и экономически эффективнее) лишь начали строить - до недавних пор меры по финансовому стимулированию такого бизнеса существовали лишь на бумаге. Сегодня это реальность.
Правда, в техрегламентах Таможенного союза еще в 2012 году было четко прописано: отработанные смазки, масла, специальные жидкости подлежат переработке и получению новых продуктов, то есть тех же масел, смазок и технических жидкостей. Но до выхода на авансцену оператора РОП на это требование никто не обращал внимания.
Ергали НУРГАЛИЕВ, Астана
Фото Абзал КАБДРАШ, Павлодар