17708

Хотите прикрепиться? Крепитесь!

Как наш корреспондент пытался “приписаться” к поликлинике в рамках системы обязательного соцмедстрахования, да так и не смог этого сделать...

На заседании правительства, которое на днях состоялось в Астане, премьер-министр Бакытжан САГИНТАЕВ призвал подчиненных не допустить ажиотажа с регистрацией граждан в поликлиниках, который может начаться после внедрения - кстати, уже с 1 июля - системы ОСМС. Ситуация сродни временной регистрации лиц, случившаяся в начале этого года, не должна повториться, предупредил глава кабмина. Было даже поручено принять меры по упрощению порядка прикрепления к медучреждениям. Подчиненные, конечно, взяли под козырек.

В теории-то оно всегда все гладко. Сейчас Минздрав активно призывает всех казахстанцев прикрепиться к выбранной поликлинике - определиться со своим статусом, чтобы потом локти не кусать. Вот и глава Фонда ОСМС Елена БАХМУТОВА, у которой за последнее время я дважды брала интервью, особенно подчеркивала важность осознанного выбора поликлиники. Мы вняли. Прочувствовали этот момент истины. Решили действовать.
И вот я уже ищу на сайте управления здравоохранения Алматы список частных поликлиник, к которым можно прикрепиться в рамках системы ОСМС. По заверениям Елены Леонидовны, они есть на порталах всех облздравов. Заходи, выбирай, прикрепляйся. Алматинский сайт я буквально перерыла, потратив на это кучу времени. Списка так и не нашла.
Как законопослушный гражданин звоню в общественную приемную управления здравоохранения. Оттуда меня перенаправляют в отдел первичной медико-санитарной помощи горздрава: “Там вам помогут!”
Набираю номер.
- Где я могу посмотреть перечень частных клиник, к которым можно прикрепиться?
- Вы внимательно посмотрели на сайте? - отвечает кто-то из специалистов. - Там должно быть. Я конкретно не могу подсказать, но они там есть... В нем 13 частных медицинских организаций. Еще раз посмотрите, пожалуйста, терпения наберитесь.
Набралась. Терплю. Ищу. Результат нулевой. Перезваниваю по тому же номеру. Мне дают телефон девушки, которая отвечает за работу сайта. Дозваниваюсь. Она диктует:
- Войдите в раздел “Государственные закупки”... Теперь нажимайте на “Объявления и конкурсная тендерная документация”. Получилось? Вы видите строчку “Список потенциальных поставщиков ПМСП, допущенных к участию в кампании свободного прикрепления граждан” от 28 февраля 2017 года”? Это и есть то, что вам нужно. Открылся?
Открылся. Но какой путь по сайту мне пришлось для этого проделать!.. Описала его специально для алматинцев, думаю, им эта хитрая ходилка пригодится.
- Вы считаете, этот список можно было найти самостоятельно? Может, лучше разместить его так, чтобы люди могли зайти на сайт и сразу его увидеть? - ненавязчиво советую своей помощнице.
- Хорошо, мы учтем ваши пожелания.
Пару раз после этого заглянула на сайт горздрава. Список по-прежнему запрятан в недра портала.
Кстати, те частные поликлиники, которые в нем есть, готовы принять пациентов. Приходите прикрепляйтесь. Правда, сейчас пока не до них.
Звоню в госполиклинику, которая находится недалеко от моего дома:
- Хочу определить свой статус и прикрепиться к поликлинике, - эту фразу мне придется повторять еще с десяток раз.
Диктую адрес.
- У нас только детский врач по вашему участку принимает, - слышу торопливый ответ.
- А взрослый?
- Взрослого нет. Позвоните в другую поликлинику (называет номер).
- Подождите, а зачем тогда поликлиники объединяли? - упорно не кладу трубку, хотя понимаю, что на проводе ждут другие пациенты. - Говорили же, чтобы дети и родители могли вместе приходить на прием.
- Нет, нет. На этом вашем адресе есть только детский участок.
- И все-таки: почему я не могу прикрепиться к вашей поликлинике? Ведь вы принимаете взрослых?
- Но только с других участков. Хорошо, прикрепляйтесь, но если вы заболеете, врач не будет приходить к вам домой.
- А зачем тогда вообще объединяли поликлиники?
- Извините, но свободное прикрепление уже закончилось, - огорошивает меня голос на том конце провода.
- А до какого числа оно было? - почти на автомате спрашиваю я.
- Точно не знаю. Так прикреплять вас или нет? - уже с явным раздражением.
Кладу трубку.
Для справки сотрудникам поликлиник и всем заинтересованным: нынешняя акция Минздрава по прикреплению к поликлиникам длится до 30 июня. Кроме этого пациент имеет право один раз в год в любое время выбрать поликлинику и прикрепиться к ней.
Я тем временем звоню в справочную поликлиники, в которую меня только что любезно послали.
- Вы где-то уже прикреплялись? - слышу приятный голос на том конце провода.
- Нет, не прикреплялась, - и диктую адрес.
- Этот участок к нам не относится, вам надо обратиться... - и милая женщина направляет меня в... ту самую поликлинику, в которой меня только что отшили.
Становится все интереснее: куда ж меня, неприкаянную, еще отправят? Пытаюсь возразить: дескать, была уже там, сказали к вам обращаться.
- Мы два месяца назад все туда передали, - настаивает моя собеседница. - У нас вашей улицы уже нет.
- А если я хочу прикрепиться не по участку? Ну нравится мне именно ваша поликлиника...
Помню же прекрасно заверения главы ФОМС: свободное прикрепление, право выбора, конкуренция между медучреждениями...
- Нет, нет, нет, - возвращает меня в реальность сотрудница поликлиники.
- А как же свободное право выбора?!
И опять с небес на землю:
- Оно будет действовать с 15 сентября по 15 ноября. Сейчас только по прописке.
- По прописке? А если я, например, в частную поликлинику захочу?
- Кто вас к частной прикрепит? Обращайтесь туда, куда я вам сказала!
Вон оно как! Что ж, обращаюсь снова туда, куда уже дважды звонила и откуда меня благополучно послали по известному... телефону. Снова жду на линии. Опять диктую адрес. И в который раз слышу: “Это не к нам”.
- А к кому?! - происходящее начинает меня “веселить”.
И меня посылают уже в третью по счету поликлинику! Звоню туда, и - аллилуйя! - оказывается, это та самая поликлиника, в которой меня должны обслуживать. Выяснила наконец-то.
Правда, и к ней прикрепить меня пока не могут.
- Вы не гражданка Казахстана? У вас вид на жительство иностранца? - недоверчиво переспрашивают на том конце провода.
Задачка, похоже, сильно усложняется. Да, я не гражданка Казахстана, но я наемный работник, который постоянно проживает на территории республики и который так же, как и все остальные, платит налоги, а с 1 июля мой работодатель начнет отчислять за меня взносы в ФОМС.
- У нас нет соответствующих распоряжений из горздрава по поводу такой категории граждан. Поэтому я не могу вас прикрепить, - слышу в ответ и не спорю - толку-то.
Такой же ответ я получаю еще в одной поликлинике. Хорошо, решаю выяснить, а должны ли меня прикреплять к поликлинике или нужно ждать до 1 января 2018 года, когда запустят систему ОСМС. Дозваниваюсь в call-центр управления здравоохранения, объясняю ситуацию.
- По закону в поликлинике обслуживаются только граждане Казах­стана, все остальные только платно, - получаю консультацию.
- В таком случае я могу пойти к своему работодателю и попросить, чтобы он не платил за меня взносы в фонд? - так, в большей степени из профессионального интереса задаю абсурдный по своей сути вопрос. Потому что знаю: работодатель обязан перечислять взносы в ФОМС за каждого своего работника. Но неожиданно слышу:
- Да, можете. По страхованию бесплатное медобслуживание будет только для граждан Казахстана. Понимаете? Поэтому даже если ваш работодатель будет отчислять взносы за вас, он будет платить в никуда.
- Вы уверены в том, что это точная информация? - наседаю я. - То, что вы говорите, для меня большая новость.
- Ну... - немного замешкавшись, - мы проходили обучение. Я, например, так поняла...
Интересно, кто же все-таки прав - эта моя собеседница или госпожа Бахмутова, - мелькнуло вдруг у меня в голове. Но рассуждать далее было недосуг - я снова взялась за телефонную трубку. В поисках истины.
Звоню еще по нескольким номерам. Прежде всего на этот раз в сам Фонд медицинского страхования в Астану, и мне подтверждают: иностранные граждане, которые постоянно проживают на территории Казахстана и будут отчислять взносы в фонд, имеют точно такие же права, как и казах­станцы.
- Но меня не хотят прикреплять ни к одной поликлинике! - чуть не кричу в трубку.
- Я не знаю, что делать, - растерянно отвечают мне. - Не в каждую же поликлинику Алматы звонить, объяснять... Мы еще раз доведем эту информацию до сведения городского управления здравоохранения.
Позвонила я и туда. Объяснила ситуация. И что вы думаете?
- Пока мы вас прикреплять не будем. Еще не приняты поправки в закон об обязательном социальном медицинском страховании, касающиеся таких граждан, как вы. Мы ждем, что они начнут действовать с 1 июля.
Все правильно: сколько людей - столько мнений. Вот только как такое может быть, когда дело касается не каких-то досужих рассуждений, а вроде бы стратегически и тактически выверенной линии Минздрава и профильного фонда по введению ОСМС? Или в этой фразе ключевые слова “вроде бы”? Или мне кажется, что сотрудники поликлиник, управлений здравоохранения, консультанты call-центров должны знать то, что написано в документе, который вскоре станет одним из основополагающих в нашем здравоохранении?
Что в итоге? К поликлинике я так и не прикрепилась. Должны ли были это сделать наши замечательные медицинские учреждения? Да, должны были. Вот что нашей газете официально ответили в ФОМС: “Согласно законодательству иностранные граждане, имеющие вид на жительство, в рамках ОСМС имеют те же права и обязанности, что и граждане страны. Соответственно, если работодатель или вы сами самостоятельно уплачиваете взносы в ОСМС, вы имеет право на получение полного пакета медицинских услуг в рамках ОСМС и на тех же условиях, что и гражданин Казахстана. Это значит, что вы можете прикрепиться к поликлинике уже сейчас и поликлиника не имеет права отказать вам в этом”.
Но это опять же теория. Что на практике - мы убедились сами.
Премьер потребовал не допускать ажиотажа, но все к этому идет. Видимо, по-настоящему начнут работать тогда, когда в поликлиники хлынет поток опомнившихся граждан...

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

От редакции Мы намеренно не приводим конкретные адреса и номера поликлиник, в которые пытался достучаться наш корреспондент. Потому что туда она обращалась не как журналист, а как обычный человек. Но именно поэтому и получился этот во многом - согласитесь! - поучительный материал. В противном случае - мы в этом уверены - все ограничилось бы правильными дежурными фразами.

Поделиться
Класснуть