Переломный момент
У Бакытбека УСМАНОВА, бывшего водителя председателя Федоровского райсуда Костанайской области, одна нога стала короче другой на четыре сантиметра. Бакытбек утверждает, что в этом виноват его шеф. Но судья Алтай АБДЫГАЛИ категорически отметает все обвинения.
В апреле прошлого года Бакытбек упал с большой высоты на бетонные ступени у здания районного суда. Полученные им в результате падения травмы оказались ужасными: врачи констатировали два открытых многооскольчатых перелома правой ноги. Бакытбек Усманов сегодня вспоминает об этом, опираясь на костыли и морщась от боли:
- За день до того, как все случилось, Алтай Абдыгалиевич (Абдыгали, председатель Федоровского райсуда. - С. К.) отрядил меня в помощь завхозу: тот мазал гудроном низ здания, а мне досталось красить установленные рядом скамейки. На другой день тоже все шло как обычно. Я взял служебную машину в гараже, доставил шефа на работу. Припарковал машину, глядь, а в колесе гвоздь. Я иду к председателю, прошу у него денег, чтобы заправиться и на шиномонтажку сгонять. Он отвечает: “Нет, попозже поедешь”. И отправил меня на улицу, чтобы вместе с завхозом сменить герб на здании. Самому-то завхозу сделать это было трудно, ему 70 лет, а я вдвое моложе…
По телескопической лестнице Усманов поднялся на 6-метровую высоту. Выкрутив шурупы из растрескавшегося символа, он услышал донесшийся снизу телефонный звонок. Завхоз ответил на вызов, поднес трубку к уху и… отошел от лестницы, которую придерживал. Бакытбек ухнул вниз вместе с гербом в руках…
- Лежу, а боль сразу не почувствовал - шок! - продолжает пострадавший. - Смог даже встать без посторонней помощи, гляжу, а у меня нога вывернулась, ушла назад! Кости вылезли наружу, кровь хлещет. Тут уж настигла боль, я стал кричать. Подбежал коллега - водитель из РОВД, вызвал “скорую помощь”. Наложили жгут, отвезли в больницу.
Там Бакытбека сразу же отправили на операционный стол. Он слышал разговоры врачей: “Сами не справимся, готовьте больного к перевозке в город!” Сложнейшее хирургическое вмешательство, реанимация, плохое заживление, несколько операций - вот чем был наполнен для Усманова остаток 2016 года. Поняв, что без медпомощи в продвинутых клиниках ему не обойтись, Бакытбек обратился к челябинским врачам. Те лишь руками развели: лечение нужно проходить в знаменитой курганской клинике Илизарова.
- А там нужно лежать в стационаре 90 дней, выдержать еще три операции. На наши деньги получается 2 миллиона 600 тысяч тенге! Для меня это невероятная сумма! - с волнением рассказывает собеседник. - Пришлось оттуда уехать, отказавшись от госпитализации, вернуться домой практически ни с чем.
Тем временем на родине человека, ставшего инвалидом второй группы, ждали безрадостные вести. Официально было установлено: полученная Усмановым травма - производственная, вина работодателя в случившемся составляет 90 процентов, потеря трудоспособности определена на уровне 70 процентов. Но главное, что узнал Бакытбек, - в его ужасной травме... практически никто не виноват! Так решили полицейские РОВД Федоровского района, и оспорить их вывод пострадавший не может до сих пор.
Да, районный судья Алтай Абдыгали, конечно, был допрошен в рамках досудебного расследования обстоятельств происшествия, случившегося с Усмановым. Вывод из общения со служителем Фемиды дознаватель Федоровского РОВД В. ОЛЕЙНИК сделал такой (стиль и синтаксис документа сохранены): “Допрошенный Абыдгали А.А. показал, что указания по замене государственного символа в виде “герб” расположенного на фасаде здания Федоровского районного суда Усманову Б.Б. он не давал, так как это не входит в его обязанности”.
Что и говорить, логика железная, а главное - непрошибаемая. За председателя все стоят горой - и его подчиненные, и следователи, и даже свидетель, который заявил: он-де своими ушами слышал, как водителя Усманова заменить герб на здании попросил рабочий по зданию САРСЕНБАЕВ. Ну как можно не верить столь ценному очевидцу событий, которого зовут Айдар ЕСЕНОВ и который занимает должность начальника местного управления юстиции?!
- Стал бы я еще слушать чьи-то распоряжения, если бы не личное указание (пусть даже устное!) председателя суда? - иронично, с грустной улыбкой замечает Усманов. - Между прочим, тот самый рабочий по зданию на самом деле завхоз, который отошел от лестницы, отвечая на телефонный звонок, из-за чего я и упал. Этот Сарсенбаев - 70-летний пенсионер, родной отец завканцелярией Федоровского райсуда Рената САРСЕНБАЕВА. Вот и делайте выводы...
Бедолаге Усманову работодатель оказал впечатляющую материальную помощь - 42 500 тенге. Пострадавшему также удалось добиться назначения пособия по временной нетрудоспособности. На этом - все.
- Я во что бы то ни стало хочу добиться уголовного наказания председателя райсуда Абдыгали! - горячится жена пострадавшего Лаура АУЕЗБЕКОВА. - Над нами как будто издеваются! Я пожаловалась на постановление дознавателя, и прокуратура его отменила как преждевременное, неполное и необъективное. Но новое расследование пришло все к тому же результату, который нас не может устроить! У меня просто руки опускаются, ведь мы простые люди, без родства с чиновниками и знакомства с важными агашками. Как нам быть, как жить дальше? А ведь мы воспитываем двоих малых детей, которых еще поднять на ноги нужно…
А вот интересно, чья правда - водителя или судьи - окажется самой правдивой?..
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора и с интернет-ресурсов, Костанай