Кругом сплошные выбоины
Почему на наших дорогах каждую весну вместе со снегом сходит асфальт и кто за это должен ответить?
Его пример - другим наука
…Год назад житель Костаная в десять часов вечера возвращался домой на своем автомобиле и въехал в ничем не огражденную и непомеченную яму, заполненную талой водой. Ущерб, нанесенный машине, эксперты оценили в
2 855 533 тенге. Практически новый “фольксваген” после такой встряски пришлось продать на запчасти - восстановлению он не подлежал. Чуть больше года у мужчины ушло на то, чтобы отсудить у компании, которая должна была заниматься ремонтом дороги, практически всю эту сумму - осенью прошлого года было решено выплатить ему 500 тысяч тенге, а недавно ему присудили еще 2 миллиона 300 тысяч. Но это решение пока не вступило в законную силу.
- Нам пришлось написать пять писем в городской акимат, чтобы установить, на балансе какого юридического лица состоит эта часть дороги, кто несет ответственность за состояние дорожного покрытия на этом месте, - говорит Олег МАТВЕЕВ, представлявший интересы потерпевшего в суде. - Но нам так и не дали конкретного ответа. В итоге первый иск мы подали на отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная. В ходе судебных разбирательств выяснилось название компании, которая должна была производить ремонт на этом участке. В итоге мы взыскали полную сумму ущерба. Так что я могу сказать людям: отстаивайте свои права, не опускайте руки, есть нормы, которые позволяют это сделать в законном порядке. Действуйте в рамках закона.
Откуда берутся ямы?
- Есть так называемые сроки межремонтных работ, которые у нас, к сожалению, не соблюдаются из-за того, что на обслуживание и содержание дорог как республиканского, так и местного значения все время не хватает денег, - объясняет генеральный директор РГП “Казахавтодор” Улан АЛИПОВ. - На первые выделяются средства из республиканского бюджета, и с каждым годом финансирование увеличивается: пару лет назад выделялось порядка 11 миллиардов тенге, в этом году - 17 миллиардов. А необходимо 30 миллиардов в год, то есть мы получаем чуть больше половины от необходимых средств, поэтому и не можем охватить все трассы.
Что касается местных автодорог, ремонт которых финансируется из областных бюджетов, то там такие же проблемы. Суммы на их содержание выделяются разные - все зависит от региона, но их, как правило, тоже не хватает. А теперь представьте: вы купили дорогой автомобиль и не меняете своевременно ни масло, ни тормозные колодки, но при этом активно его эксплуатируете. Что станет с машиной через какое-то время? Она выйдет из строя. Примерно то же самое происходит и с дорогами. Многие из них, построенные еще при Советском Союзе, до сих пор не подвергались капитальному ремонту, есть даже участки, на которых не делали и средний ремонт. Так что из года в год ямы появляются на тех участках, где давно прошли межремонтные сроки.
- Думаю, проблема не только в недостатке средств, но и в нехватке компетенции у тех, кто строит наши дороги. Все видели в роликах, как асфальт кладут в дождь и засыпают его чуть ли не в лужи.
- Конечно, очень многое зависит от качества работ и материалов, соблюдения технологии строительства. И здесь есть очень существенный момент: конкурсы на ремонт дорог местные акиматы проводят на портале электронных торгов и выигрывают те предприниматели, которые указывают минимальные цены на свои услуги. При этом заказчики не могут выставлять какие-то дополнительные требования к ним: по образованию и квалификации сотрудников, по опыту работы компании, например. Это запрещено правилами, так как будет считаться ограничением конкуренции. То есть выиграть конкурс может ИП, на балансе которого ручка и бумага и абсолютно никакого опыта в строительстве дорог. Они не понимают, что и как нужно делать. В итоге мы получаем то, что получаем. Но это касается именно дорог местного значения. При строительстве республиканских трасс таких проблем нет, так как к подрядчикам по правилам можно выставлять особые условия, касающиеся опыта и квалификации.
Что делать, если вы или ваш автомобиль пострадал из-за ямы на дороге?
Владислав МАДЗИГОН, адвокат:
- Повреждения автомобиля могут быть разного характера: от покореженного бампера до разбитой ходовой части. Поэтому сразу же на месте происшествия нужно зафиксировать факт повреждения и его причину, то есть в данном случае - яму. Все это можно сфотографировать или снять на видео, хорошо, если окажется запись с регистратора, на которой будет видно, как все произошло. Таким образом, у вас появится доказательство факта повреждения автомобиля, произошедшего из-за несоответствия дорожного полотна установленным стандартам. После этого нужно вызвать на место дорожную полицию. Согласно п. п. 1, 2, 3 ст. 15 закона РК “Об автомобильных дорогах”,
ст. 631 Кодекса РК “Об административных правонарушениях” и ст. 917 Гражданского кодекса затем можно подать заявления в суд с приложением доказательств.
Пешеходы, которые получили травму из-за ямы на дороге, должны действовать точно так же, как и автомобилисты. Если пострадавший хочет получить компенсацию расходов на лечение и возмещение заработка, утраченного в результате повреждения здоровья, то нужно будет собрать и сохранить все справки и чеки.
К сожалению, люди не так часто обращаются в суд по этой категории дел из-за того, что это отнимает много времени, нелегкими могут быть и сбор доказательств, и сама процедура разбирательств.
Что приведут в порядок?
В этом году должны быть начаты работы по реконструкции на семи направлениях: Таскескен - Бахты, Щучинск - Зеренда, Бейнеу - Акжигит, обход перевала Кордай-2 - пусковой комплекс, Ушарал - Достык, Усть-Каменогорск - Зыряновск - Рахмановские ключи, Костанай - Карабутак.
Все это республиканские трассы. Какие дороги будут отремонтированы в городах и более мелких населенных пунктах, устанавливают местные исполнительные органы. Именно они исследуют территорию, определяют проблемные участки и в идеале выделяют средства на их ремонт. Но финансы на то, чтобы залатать дыры, появившиеся с приходом весны, есть не всегда и не везде. Поэтому нам и приходится ездить не по асфальту, а по полосе препятствий.
Куда жаловаться?
Если речь идет о дорогах местного значения, то в акиматы района, города, областного центра, можно писать на сайт или звонить в управление автомобильных дорог. В каждом областном центре, городах Алматы и Астане созданы специальные жол-лаборатории, которые должны контролировать качество ремонта дорог в городах.
За республиканские трассы отвечают АО “НК “Казавтожол” (телефон доверия 8 (717) 272 91 92) и РГП “Казахавтодор” (телефон 8 (717) 244-47-77)
Как часто должны ремонтировать дороги?
- Текущий ремонт и содержание дороги - чистка от снега, заливка трещин, образующихся на полотне, латание мелких ям. Это ежедневная кропотливая работа. Ее делают по мере поступления проблем. Обычно такие работы начинаются весной.
- Средний ремонт должен производиться каждые пять лет. Он предполагает замену верхнего слоя асфальта, который называют слоем износа.
- Капитальный ремонт должен проводиться каждые 15 лет. Во время таких работ происходит замена верхнего слоя асфальта, а также проводится усиление дорожной конструкции, ремонт искусственных сооружений и т. д.
Наши цифры
- 158 миллиардов тенге было выделено в 2016 году на строительство и реконструкцию дорог республиканского значения.
- 7000 километров дорог республиканского значения должны реконструировать в ближайшие несколько лет. - В этом году - около 2000 километров.
Оксана АКУЛОВА, Алматы
Опрос в тему
Только ли нехватка финансирования виновата в том, что наши дороги каждый год выглядят так, будто пережили бомбежку?
- Да, денег выделяется слишком мало
- Нет, денег достаточно, просто их воруют
- Дело не в деньгах, а в том, что дороги ремонтируют безответственные непрофессионалы
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz на главной странице в правой колонке
Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Нужно ли прощать долги тем, кто не может платить по счетам?
Нет, надо отвечать за свои поступки..........34%
Да, у людей и так бедственное положение...............................................12%
Можно списывать часть долга, рассматривая каждый случай индивидуально....................54%