Кого кормит тайказан?
Наша газета уже писала о том, как ТОО “ИВЦ” (Информационно-вычислительный центр) поддерживает малый
и средний бизнес, добавляя в квитанции об оплате коммунальных услуг новые строчки “ненавязчивых” добровольных пожертвований (см. “Лайфхак от маленькой компании”, “Время” от 19.11.2016 г.). Алматинцу Базархану МЫРЗАХАНОВУ только через два года удалось отделаться от навязчивого сервиса, причем после звонка нашего корреспондента.
- С февраля 2015 года в квитанциях ТОО “ИВЦ” появилась услуга от ТОО “Тайказан” - техническое обслуживание газового оборудования, - рассказал нам Базархан. - Так как мы, несколько жильцов дома, не пользуемся услугой этого “Тайказана” и никакой работы их не видим, то обратились в ИВЦ, чтобы ненужную строку сняли. Но там нам сообщили, что это невозможно, потому что услуга заключается в рамках публичного договора с КСК, а не договоров с каждым отдельным потребителем! Мы обратились в свой КСК. Через какое-то время строку “пожертвований” убрали. Однако в марте 2017 года строка появилась уже в квитанции “Алсеко”. На вопрос, откуда, нам ответили то же, что и в ИВЦ. После моего письма в ТОО “Тайказан” мне позвонил их начальник: “Вам 75 тенге в месяц жалко, что ли?” Но я не собираюсь платить за то, чего не вижу! А теперь умножьте 75 на 330 квартир нашего КСК - получится 24 750 в месяц! А за год это вообще 297 000 тенге на ровном месте! И это только от нашего КСК. Вот так, сидя дома, люди делают деньги из воздуха!
Мы обратились к тому самому начальнику отдела эксплуатации ТОО “Тайказан” Айдару КАЛМУРЗАЕВУ и попросили объяснить их особую настойчивость в обслуживании.
- И газ, и лифты являются объектами повышенной опасности, поэтому их обслуживание необходимо! - настаивал мой собеседник. - И если собственник квартиры может вызвать любого сантехника, электрика или уборщицу на разовую работу и заключить с ними отдельный договор, то со специалистами по газовому оборудованию и лифтам заключают только коллективный, публичный, договор КСК. С нами заключили, потому мы и работаем. В декабре 2014 года была антимонополизация газового хозяйства, тогда всем обслуживающим газовикам сказали: должна быть конкурентная среда, чтобы многие компании могли зайти на рынок...
- Так имеет ли право отдельный потребитель, несмотря на этот публичный договор, отказаться от ваших услуг или нет?
- Конечно, потребитель имеет право на все, в том числе и отказаться от наших услуг и не платить. Но кто его тогда будет обслуживать? Если возникнут проблемы, то обслуживать отдельную квартиру к нему никто не придет! Только тот придет, который газ к ним подает...
А вчера Базархан нам сообщил: навязчивая компания наконец-то от него отстала.
- После вашего звонка в ТОО “Тайказан” начальник отдела эксплуатации связался со мной и сообщил, что я могу больше не платить: все уладили с “Алсеко”, и в следующем месяце строки об их услуге не будет. Вот вам и их публичный договор! Но это только в моей квитанции. А ведь в большинстве случаев у нас люди юридически неграмотные, молча платят за все и только удивляются растущим суммам за квартплату. ТОО “ИВЦ” и “Алсеко” следует предупреждать в квитанциях граждан, что оплата всех дополнительных услуг добровольная.
Комментарий в тему
Аркадий РУБЦОВ, юрист:
- До тех пор, пока не доказано, что услуга предоставляется, потребитель может не платить - по статье 8 Гражданского кодекса его действия считаются добровольными. И требовать плату с него никто не имеет права. Если жильцы дома или домов, члены конкретного КСК, недовольны услугой сервисной компании, то им необходимо провести общее собрание с повесткой дня об исключении этой услуги и с протоколом этого собрания, за решение которого должны проголосовать две трети жильцов, прийти в ИВЦ или “Алсеко”, чтобы эти фирмы исключили этот пункт в квитанциях об оплате.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
От редакции Хорошенькое дело! Сервисные фирмочки типа “Тайказана” ссылаются на некий публичный договор с КСК на оказание услуг. А видели ли этот документ в лицо члены кооператива, собственники квартир, которые, по идее, и должны его принимать? Как говорится, вопрос на засыпку! А вот чтобы отказаться от навязанной услуги, оказывается, нужно проводить аж целое собрание! Кто-то тут явно лукавит или даже тонко обманывает - фирмочка или председатель КСК, заключивший за спинами жильцов этот самый злополучный публичный договор (и в таком случае он может быть в сговоре с этой фирмочкой для тихого и мирного отъема денег добросовестных и наивных граждан).
А вопли сервисных фирмочек по поводу того, что “не будете платить - не получите услугу”, вообще не лезут ни в какие ворота. Если от оплаты этой услуги можно легко отказаться, просто проигнорировав соответствующий пункт в квитанции, разве это жизненно важная услуга?
И еще один постановочный вопрос членам КСК, то бишь жильцам многоэтажек: что входит в ваши так называемые ежемесячные выплаты целевых? Во многих КСК они предусмотрены для оплаты текущих расходов кооператива (обслуживание лифта, газового оборудования, электроснабжение мест общего пользования - подъезды, дворовое освещение - и другие работы, включая усилия дворников). Если это так, то зачем нужно платить еще и сервисным фирмочкам?
Мы с большим удовольствием опубликуем компетентные ответы, разъяснения, но только те, которые - подчеркиваем! - не оставят камня на камне на доводах и вопросах.