Паркуй “железо”, не отходя от кассы
На днях общественный совет Алматы обсудил изменения в правилах организации городских платных автостоянок. Дебаты были такими же горячими, как и тема платных парковок, которых в городе становится все больше. Представители компании, занимающейся их обустройством, рассказали о налоговых отчислениях, правда, при этом скромно умолчали о собственных доходах.
Сначала директор по информационным технологиям ТОО “Алматы спецтехпаркинг сервис” Роман НАЛЕПОВ (на снимке) доложил о достижениях проекта “Платные парковки Алматы”. По его словам, за время реализации проекта в городе появилось 57 небезвозмездных парковочных зон на 5000 машино-мест, две закрытые парковки в районе Северного кольца. В день фиксируется до 10 000 парковочный сессий, то бишь примерно столько раз люди оплачивают место стоянки. Весьма существенный момент: суммы при этом могут быть разными. Одни используют поминутный тариф через мобильное приложение, тогда заплатить можно и меньше 100 тенге, другие отдают денежку терминалу - тут минимум стартует со 100 тенге. И еще один любопытный показатель: с начала работы системы проведено уже более 3 млн. парковочных сессий! Забегая вперед, отмечу, что вокруг этой цифры разгорелись жаркие дебаты, когда некоторые члены общественного совета попытались подсчитать, сколько же денег заработали парковщики.
А пока Роман Налепов уверенно продолжал: загруженность парковочных зон - 85-100 процентов. Но если раньше, например, в районе Зеленого базара на одном месте за день парковалось максимум две машины, то сейчас это соотношение равно 1:10. Докладчик не без гордости добавил: в Алматы началась установка паркоматов, которые принимают и бумажные деньги (раньше можно было расплатиться только монетами или пластиковой картой). Сейчас таких терминалов пока пять, к середине мая поставят 30, а к октябрю прибавится еще 70 паркоматов подобного типа.
Упомянул Налепов и о проблемах, возникающих, конечно, не по вине “Алматы спецтехпаркинг сервиса”:
- Сейчас происходит путаница: горожане не понимают, где работают наши сотрудники, а где жилеточники-нелегалы. К сожалению, даже в тех зонах, где стоят наши паркоматы (по правилам время администрирования заканчивается в 19.00 - после этого оплата не взимается. - О. А.), появляются люди в жилетках и собирают плату за стоянку. Затем к ним подъезжают люди на машинах с тонированными стеклами, они отдают им деньги... Периодически мы устраиваем акции устрашения с привлечением полиции...
- То есть боретесь с конкурентами? - неожиданно прозвучал вопрос из зала, развеселивший присутствовавших.
- Просто обращения людей по поводу работы этих граждан приходят именно к нам. Поэтому хочу заметить: наши сотрудники никогда не прикасаются к деньгам - они лишь осуществляют фотофиксацию припаркованных в наших зонах автомобилей.
В этот момент Роман перешел к самой интересной части своего выступления - поступление финансовых средств. Он говорил о прозрачности денежных потоков, о том, что все транзакции фискализированы и проходят on line.
- С момента начала реализации проекта наши платежи в бюджеты разного уровня составляют около 250 миллионов тенге, - наконец огласил он важную цифру.
Все ждали продолжения: уж очень хотелось узнать, сколько за это время смогла заработать сама компания, реализующая проект. Но Налепов лишь произнес неопределенное:
- При этом мы не то чтобы очень много зарабатываем, мы зарабатываем существенно меньше.
И тут же вернулся к более выгодной теме поступления налогов:
- У нас абсолютно прозрачная, белая компания. Когда работали четыре предыдущих оператора, налоговые поступления в бюджет трех из них были ноль тенге, еще одного - 40 тысяч тенге.
Последовавшее за докладом бурное обсуждение напоминало выступление разноголосого хора, в котором солировал то один, то другой: члены общественного совета, по очереди вступая на авансцену, порой пытались перекричать друг друга и показать силу своего голоса. Одни были за платные парковки:
- Мы только что посмотрели блестящую презентацию! Люди работают. Что еще надо?
Другие сыпали вопросами, которыми задаются многие алматинцы.
- Вот вы говорите, что полугодовой абонемент для людей, проживающих возле платных парковок, стоит 6000 тенге, - шел в наступление один из членов общественного совета Асхат АСЫЛБЕКОВ (на снимке). - Объясните мне: почему я должен платить за парковку возле собственного дома?
- А какое вы имеет право оставлять там машину на целый день? - парировали представители проекта. - Я тоже хочу подъехать и поставить там машину. Это городская земля, а не ваша собственность.
- Мы это уже сто раз обсуждали, - пытались охладить дискуссию всезнающие общественники. - Давайте по существу. Заявленная тема - изменения и дополнения в правила организации платных автостоянок (автопарковок) города Алматы. Давайте к ней и перейдем.
Взявший слово юрист “Алматы спецтехпаркинг сервиса” Серик СМАГУЛОВ (на снимке) объяснил, какие изменения компания предлагает внести в этот документ. В основном они касаются необходимости дополнения правил такими понятиями, как парковочная сессия, абонемент, предоплата... При этом было предложено расширить круг льготников, которые смогут парковать свои машины бесплатно: это, в частности, ветераны Великой Отечественной, боевых действий в Афганистане и других странах, многодетные матери, награжденные подвесками “Алтын алка” и “Кумис алка”, граждане, пострадавшие от испытаний на Семипалатинском полигоне, владельцы электромобилей.
- Есть предложения эти поправки утвердить, - подытожил было председатель общественного совета Алматы Рахман АЛШАНОВ.
- Нет! - возразила член общественного совета Анна ДАНИЛИНА (на снимке). - Здесь в корне недоговаривается информация! Во-первых, в новых правилах нигде не прописана ответственность компании (“Алматы спецтехпаркинг сервис”. - О. А.) за хранение автотранспортного средства. То есть я поставила машину - и никто за нее не отвечает. Ни за угон, ни за ущерб. Я категорически настаиваю, чтобы этот пункт был.
- Мы не вступаем в прямые договорные отношения с каждым автовладельцем, - попытался парировать юрист компании.
Но тут же напоролся на контраргумент Данилиной:
- Как это не вступаете? Вы деньги взяли!
- Мы можем друг другу долго оппонировать, тогда никакое начинание у нас дальше не пойдет, - вмешался в спор еще один представитель сервисной компании. - Нигде в мире городская парковка не обеспечивает сохранность. Плата взимается за право оставить автомобиль на определенном участке земли. Точка.
- Согласно Конституции у нас земля чья? - поставила вопрос ребром настаивающая на своем Данилина.
- Государственная, - послышались возгласы.
- Народная! - отрезали оппоненты. - Мы платим за свою землю, при этом вы не обеспечиваете охрану.
Жаркий обмен репликами продолжался. Ни о каком консенсусе не могло быть и речи.
- Ясно, что у вас есть материальные интересы и вы не хотите отвечать за сохранность! - бросил представителям оператора Асхат Асылбеков.
Дискуссия то и дело возвращалась к доходам компании. Кто-то даже пытался подсчитать: три миллиона парковочных сессий - значит, триста миллионов тенге поступлений? Представители компании тут же парировали: это не так! Цифры намного меньше.
В итоге их так и не огласили. А саму дискуссию по требованию большинства свернули и перешли к голосованию, хотя несколько человек настаивали на том, что документ необходимо внимательно изучить и отправить на доработку. Однако было решено все спорные вопросы обсудить в рабочем порядке. На том члены общественного совета и закончили, пообещав, что будут мониторить работу проекта “Платные парковки Алматы”.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы