3504

Дружок под прицелом

В Петропавловске средь бела дня отстреливают собак с помощью дротиков с препаратом, который парализует мышцы, и животные еще несколько минут мучительно умирают от удушья, приводя в ужас впечатлительных прохожих. При этом на бумаге контроль за численностью бродячих собак ведется исключительно гуманными методами.

Еще два года назад СевероКазахстанский областной маслихат принял правила отлова бродячих собак и кошек. Согласно документу бродячих собак ветеринарная служба должна отловить, доставить на специальном транспорте в изолятор временного содержания. Животные там должны находиться в течение двух месяцев, и лишь потом их можно усыплять. Это время дается для того, чтобы хозяева могли найти потерявшегося питомца.
Действующие правила очень подробно описывают весь процесс: “при погрузке животных используются устройства, исключающие травмы”, “запрещается отлов в присутствии несовершеннолетних”, “при транспортировании удовлетворяются их нужды в пище и воде, обеспечивается их безопасность”, “проводятся клинический осмотр, регистрация в специальных журналах”, “за отловленными собаками и кошками осуществляются необходимый уход и кормление”, “умерщвление осуществляется препаратами, исключающими предсмертные страдания”.
На деле все происходит куда более прозаично. В собаку стреляют из пневматического оружия дротиком, который заряжен дитилином.
- Дитилин - это препарат, который вызывает паралич мышц, - рассказывает ветеринарный врач Елена ГАРМАТЮК, - действует он практически мгновенно, собака еще несколько секунд бежит по инерции, а потом падает и задыхается. При этом центральная нервная система не отключается, животное остается в сознании. Длиться это может несколько минут, а порой и дольше: нам успевали собак с дитилиновыми дротиками привезти в клинику, некоторых мы даже спасли. Но это очень мучительная смерть - от удушья в полном сознании.
Директор ветеринарной станции акимата Петропавловска Ибрагим КУРПЕНОВ (на снимке) использование дитилина не отрицает. Показывает свой пневматический метатель, с которым выезжает на отстрел. Оказывается, на весь Петропавловск, по словам руководителя ветстанции, всего-навсего один специалист: ветеринарный врач со спортивным разрядом по стрельбе. Ибрагим Курпенов иногда выезжает вместе с ним, по его словам, “чтобы помогать и решать спорные моменты”. Стоит ли говорить, что с таким подходом спорных моментов возникает масса.
- Да знаю я про эти правила, я сам их в свое время разрабатывал, - заявил начальник ветстанции, - но о том, чтобы собак ловить, транспортировать в изоляторы, держать их два месяца, там ни слова не было. Потом правила пошли на экспертизу, и нам сказали, что в таком виде их не примут! Вот и пришлось добавлять и про эти временные передержки, и про отловы с помощью петель. Я на той сессии, когда принимали эти правила, выступал и говорил депутатам, что это идет вразрез с тем, что мы на самом деле делаем. И если вы правила в таком виде принимаете, то тогда и деньги под это дело закладывайте! Тогда вроде все согласились. А в конечном итоге ничего не изменилось.
Получается, что писать в правилах, что собак следует убивать на месте, нельзя - негуманно, а делать это можно! О том, что на ветеринарной станции нет изолятора временного содержания, в акимате, конечно, знают. Но во сколько обойдется бюджету выполнение принятых маслихатом правил, никто до сих пор даже не подсчитал. Так что доводы о том, что это ляжет непосильным бременем на городской бюджет, пока весьма умозрительны.
- Мы работаем в тех условиях, какие у нас есть. И не надо из нас варваров и извергов делать! Мы стараемся работать, когда на улицах мало людей, и отлавливаем только неухоженных, явно бродячих собак! - на прощание заявил мне директор ветстанции.
Но за те пять лет, что существует эта организация, неравнодушные горожане собрали немало примеров чересчур рьяного отношения к работе ее сотрудников.
- Они выезжают как на охоту! Отлов бродячих собак превращается для них в сафари! - восклицает руководитель общественного благотворительного фонда “Верный друг” Татьяна ТИХНЕНКО (на снимке). - Они на своих машинах загоняют собак, стреляют в них прямо из окон. Часто бросают тела прямо на месте. Одного пса прохожие обнаружили у торгового центра в районе вокзала, его уже засыпало снегом. Торчал дротик из тела - верный след ветстанции. И лишь после настоятельных звонков в акимат собаку с тротуара убрали. Еще три пса несколько дней лежали у назарбаевской школы. Это все происходит на глазах у прохожих, у детей, я сама несколько раз видела. Звоню в полицию, надо мной смеются. Говорят: ваша собака? Не ваша - до свидания!
Екатерина ЗАДОРИНА (на снимке) в организации по защите животных не состоит, но, когда увидела из окна, как во дворе их многоэтажного дома идет расправа над крошечной дворняжкой, не выдержала и бросилась на защиту собачонки.
- Они ее гнали по двору, мужчина нацелился на нее, я за ними бежала, кричала. В кузове пикапа с номером 972 АА уже лежали без движения две собаки, - рассказывает Катя. - Свидетелей был полный двор! Дети шли в школу как раз. Мы написали коллективное письмо в прокуратуру. Нам ответили, что наши доводы частично нашли свое подтверждение. Но как собак отстреливали, так и продолжают отстреливать!
Это было год назад. А осенью 2016 года - новый громкий случай. Тогда на прицеле оказалась домашняя собака. В прокуратуру обратилась Ирина ЧЕРЕПАНОВА, хозяйка Рекса. Через открытые ворота пес выбежал на улицу. Мимо как на беду проезжал тот самый белый пикап с госномером 972 АА (эта машина принадлежит ветеринарной станции. - У. А.). “Данный автомобиль остановился возле собаки, мужчина с водительского сиденья, опустив окно, при помощи винтовки выстрелил в собаку и уехал, оставив животное лежать на асфальте”, - написала Ирина в своем обращении. Рекса успели довезти до клиники, но спасти его не удалось.
Собака выглядела ухоженной да к тому же была в ошейнике - причин для того, чтобы ее уничтожить, не было! Дротик, который извлекли из тела пса, в клинике сохранили. Врачи были готовы предоставить его следственным органам в качестве доказательства. Кроме того, нашлось сразу несколько свидетелей этого необъяснимого поступка. Но никого даже не опросили. Хозяева погибшей собаки спустя месяц получили ответ о том, что заявки на отлов бродячих собак в их районе в тот день не поступало. Стало быть, и сотрудники ветеринарной станции там никак не могли оказаться!
Описаниями того, как белый пикап охотится за всеми собаками без разбору, заполнены местные сообщества в социальных сетях. Но принципиально с этими варварствами в Петропавловске никто не хочет разбираться. Ситуация, похоже, устраивает многих: вроде как и правила соответствуют моральным нормам, и собак бродячих становится все меньше. А уж какой ценой эти цели достигаются, волнует только тех, кто видел отстрелы вживую.
Впрочем, и это городскому бюджету обходится не в три копейки. В этом году на отлов (в официальных документах этот процесс называют все-таки отловом!) бродячих собак и кошек в бюджете Петропавловска предусмотрено 11 миллионов тенге. В прошлом году освоили 10 миллионов. Из них на дитилин, который заставляет собак умирать в муках, в год тратят всего лишь около 650 тысяч тенге.

Ульяна АШИМОВА, фото автора, Петропавловск

Поделиться
Класснуть