3250

Инклюзивный конфуз

Прекрасную идею инклюзивного образования, когда дети-инвалиды и дети с особенными потребностями обучаются на равных со своими здоровыми сверстниками, в ауле Амансай Южного Казахстана перевернули с ног на голову и попросту дискредитировали.

Два года сын Жазиры ЕЛЬШИБЕКОВОЙ изводил мать просьбами отпустить его в школу вместе со старшими братьями и сестрами. Когда Дарыну исполнилось пять лет, женщина сдалась и отправила его в нулевой класс. Радости малыша не было предела, а когда его после недели учебы в нулевом классе перевели в первый, он просто засиял от счастья.
- 8 сентября к нам пришла его будущая учительница Газима СЕЙДУАЛЫ и рассказала, что в школе сейчас есть только один первый класс - 1 “А”, а для одаренных первоклашек открывают еще один - 1 “ə”, - вспоминает Жазира. - Она сказала, что в новом классе будет углубленное обучение, и попросила, чтобы я отдала в спецкласс моего Даурена, потому что он смышленый. Я подписалась. Месяц-другой проходит, а мой ребенок баклуши бьет. Я-то по старшим примерно знаю, что в первом классе проходят, какая нагрузка, а этому уроков на дом почти не задают, основные предметы - рисование, пение, физкультура. Что за “углубленная программа”?
Странности Жазира сначала обсудила с соседками, чьи дети также учатся в 1 “ə”. Тех тоже настораживал расслабленный режим первоклассников. Собрав всех родителей одаренных детишек, соседки отправились в школу. Там пообещали, что скоро учебный процесс наладится. Однако к середине второй четверти мамы стали замечать, что их одаренные дети здорово отстают от тех, кто остался в простом 1 “А”. Родители снова в школу. Тут-то, по их словам, они впервые и услышали слово “инклюзив”.
Значение доселе незнакомого понятия мамы с папами выяснили с помощью Интернета, который объяснил, что в инклюзивных классах вместе с обычными школьниками учатся детишки с ограниченными возможностями. Но кто в их спецклассе обычный ребенок, а кто - особенный, родители не знали и потому устроили педагогам допрос. Выяснилось, что еще в середине сентября по приглашению школьной дирекции в Амансае поработала выездная психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) областного управления образования. Из 20 протестированных первоклассников у восьми комиссия нашла “специфическое расстройство развития школьных навыков”, еще двух малышей с расстройствами командированные из Шымкента отыскали в подготовительном классе. Узнав об этом лишь в январе, родители тут же повезли своих чад в областной центр на повторное обследование в ПМПК. Там ребятишек еще раз протестировали и... никаких специфических расстройств не нашли.
Казалось, инцидент исчерпан, но не тут-то было. У одной из первоклассниц заболела мама, и семья решила на время отправить мать с детьми к ее родителям в другой аул. А там их дочь-первоклассницу не приняли в местную школу!
- Директор той школы посмотрела базу данных, а по ней моя дочь проходит как ученица инклюзивного класса, - рассказывает ее отец Нуржан МАМАДАЛИЕВ. - Сразу же дала от ворот поворот, потому что в их школе нет инклюзива. Так и живем: жена с детьми в одном ауле, а я с дочерью - в Амансае, к школе привязаны.
Напуганные этим опытом родители учеников 1 “ə” устроили скандал школьному начальству и потребовали, чтобы их детей вернули в обычный класс. В середине января их просьбу выполнили. Сейчас все 20 ребятишек учатся в 1 “А” классе. По мнению амансайцев, эта катавасия с инклюзивным классом затевалась, чтобы учительница Газима Сейдуалы получила работу и часы.
Мы попытались выяснить, насколько эта версия жизнеспособна, но застать в Амансае Газиму не удалось. Да и ее начальство не горело желанием отвечать на вопросы. Заместитель директора школы Ауезхан АЙНАБЕК сразу пошел в наступление, устроив журналистам и родителям детей экзамен на знание тонкостей образовательного дела. Когда же настал черед отвечать ему, замдиректора продемонстрировал полное пренебрежение к незваным гостям.
- Вы следователи или прокуроры, чтобы мне вопросы задавать?! - раздражался Айнабек. - Я с вами разговаривать не буду!
Школьный босс пулей вылетел из кабинета, громко хлопнув дверью. Отвечать пришлось директору школы Жумахану КЕРИМБАЮ. Тот как мог держал осаду: уходил от ответов, отвечал вопросом на вопрос, заверял, что все дети здоровы, показывал журнал 1 “ə”. Правда, журнал выглядел подозрительно девственным, будто его заполнили пару дней назад. Заглянуть внутрь него, чтобы узнать, какие же все-таки особенные науки преподавались первоклассникам, директор никому не позволил.
- Действительно, в нашей школе был открыт инклюзивный класс, - пояснил Керимбай. - Это было сделано по просьбе родителей (на этой фразе присутствовавшие при этом разговоре мамы одномоментно всплеснули от удивления руками и хором выдохнули “ах!”. - З. М.). Когда ПМПК приезжала, они тоже были в курсе и не возражали. И вообще, этот класс уже закрыт, все дети учатся вместе. Зачем поднимать шум?
Во сколько обошелся этот эксперимент государству, директор так и не ответил, лишь сообщил, что учительница закрытого класса пока на работу не выходит, но и не уволена.
Однако во время разбора полетов в кабинете и. о. руководителя Южно-Казахстанского областного управления образования Ержана БУРХАНОВА Керимбай все же проговорился: инклюзивный класс был создан для трудоустройства педагогов, что числятся в штате школы, но из-за нехватки учеников и часов сидят без дела.
- По моему мнению, здесь просматривается коррупционная составляющая, - резюмирует заместитель руководителя управления образования ЮКО Раушан ЕРГЕШЕВА. - Я уже не говорю, что неоднократно нарушались права детей и их родителей. Тут нужно основательно разбираться. Однако уже сейчас понятно, что в этой школе был нарушен образовательный процесс. Необходимости в создании инклюзивного класса не было. Это должен был быть коррекционный класс с увеличением учебной нагрузки, усиленным изучением предметов. Для этого им должны выделяться дополнительные часы для занятий, а если надо, то и дополнительные педагоги. Всего этого не было. Детям сейчас придется наверстывать упущенное, и если родители не возражают, с завтрашнего дня мы этим займемся.
Родители, специально приехавшие в Шымкент для разговора с руководством облуо, с радостью поддержали это предложение. Кроме того, делегация амансайских пап и мам попросила вычеркнуть здоровых детей из “особенных” списков, а еще полностью заменить руководство их школы, иначе все в ней останется как прежде.
В управлении образования по­обещали во всем разобраться и наказать виновных, а на следующий день после этой встречи к нам в редакцию позвонили жители Амансая и рассказали, что в их дома пришли ходоки. Угрожая финансовой полицией и уголовным преследованием, они требовали, чтобы родители первоклашек прекратили бузу, иначе, мол, никому не поздоровится. Писать на них заявление в полицию амансайцы побоялись.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА,фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть