Скамейка ШТРАФников
В правительстве готовят концепцию по снижению административных взысканий более чем по 150 составам. Какими они могут стать?
Новость о том, что в Казахстане за неповиновение полиции может появиться штраф в 11 миллионов тенге, обсуждали даже те, кто раньше этой темой не интересовался в принципе. Предложение МВД заставило еще раз заговорить о размерах того “оброка”, который для своих граждан установило государство. Тем более что президент страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ недавно заметил, что административные штрафы необходимо снижать. Откуда же берутся такие бредовые идеи с 11 миллионами? Как нам стало известно, концепцию изменений и дополнений в Административный кодекс сейчас пишут Минюст и МВД. Они же и будут разрабатывать отдельный законопроект по снижению штрафов по тем самым 150 составам - правда, большинство из них будут касаться ведения предпринимательской деятельности.
Исправленному верить?
- Изначально предложение о снижении штрафов за нарушение ПДД обсуждалось в рамках поправок в закон о дорожном движении, - пояснил нам депутат мажилиса Айкын КОНУРОВ (он входит в рабочую группу, рассматривающую эти поправки. - О. А.). - Осенью наш бывший коллега Мухтар ТИНИКЕЕВ внес в этот законопроект целый пакет поправок. Он предлагал большую часть штрафов снизить от 30 до 50 процентов. Поправки не касались лишь тех случаев, когда автомобилист осознанно и грубо нарушает: значительно превышает скорость, не пропускает пешехода, садится за руль пьяным и т. д. Эти поправки отправили на согласование в правительство, но оно с ними категорически не согласилось.
- Чем обосновали?
- Тем, что большие штрафы положительно отражаются на дорожной обстановке. К тому же в МВД по этому поводу всегда говорят, что у автомобилистов есть возможность оплатить штраф с 50-процентной скидкой в семидневный срок. Это предусмотрено в законе (но пока, к слову, такая возможность есть лишь у нарушителей, на которых составляют адмпротокол. - О.А.). Но после выступления президента правительство вернулось к этой теме. Мы же в свою очередь постараемся провести переговоры с коллегами из партии “Ак жол” и еще раз в мажилисе поднять этот вопрос. Штрафы нужно однозначно снижать, потому что благосостояние граждан за последний год сильно понизилось, и они не могут платить такие несоизмеримые с доходами суммы.
- А что вы скажете про штраф в 11 миллионов за сопротивление полиции?
- Я о нем услышал впервые в тот момент, когда законопроект представляли в мажилисе. Меня эта сумма, честно говоря, поразила. И насколько я знаю, большинство депутатов, причем всех партий, не поддерживают это предложение МВД. Наша полиция и так достаточно защищена, зачем нам такие штрафы? Чтобы пустить по миру людей? Спровоцировать радикализм? Ведь человеку, на которого повесят такой штраф, нечего будет терять, он однозначно озлобится, а в таком состоянии ожидать от людей адекватности невозможно. Этого добиваются полицейские? Мы против.
Как предлагали снизить штрафы за нарушение ПДД?
Нам предоставили ту самую таблицу, в которой указаны предложения по снижению штрафов. Их, кстати, не так много. Именно они не прошли фейсконтроль в правительстве. Но для понимания того, что для нас готовили и что, вполне вероятно, может снова стать актуальным, примеры все же приведу.
- “Несоблюдение правил остановок маршрутных транспортных средств, движения в жилых зонах, перевозки пассажиров и грузов, пользования ремнями безопасности при движении на транспортных средствах, оборудованных ими, мотошлемами при управлении мотоциклами и перевозки на них пассажиров...” - снизить с пяти МРП до трех.
- Невыполнение пешеходами и иными участниками дорожного движения требований, установленных правилами обеспечения безопасности дорожного движения, - заменить штраф пять МРП на предупреждение.
- Управление транспортным средством с нечитаемыми или установленными с нарушением требований стандарта государственными номерными знаками - снизить с пяти МРП до трех.
И еще несколько пунктов, связанных с пешеходами и учебной ездой. О серьезных нарушениях, которые и караются самыми высокими штрафами, повторяю, речи не идет.
Чем выше штраф, тем реже его платят
Эдуард ЭДОКОВ, председатель Независимого автомобильного союза:
- Проблема нашего МВД в том, что оно до сих пор использует давно устаревшие методы, принятые еще в Советском Союзе. Полицейские привыкли ужесточать, запрещать, запугивать, для них важно не предупредить нарушение, а оштрафовать. А это, на мой взгляд, слабо связано с безопасностью на дорогах. В министерстве могут ссылаться на какую-то статистику о снижении количества ДТП, но у меня скептическое отношение к этим цифрам. Посмотрите на наши дороги - видно, что ситуация на них после увеличения штрафов серьезным образом не изменилась. При этом всем интересно, откуда появляются суммы этих штрафов. Почему наказание за парковку на месте для инвалидов именно 50 МРП, а это сейчас больше ста тысяч тенге? Почему не двести тысяч, миллион или две тысячи? Кто-нибудь может это объяснить? Я с глубоким уважением отношусь к людям с ограниченными возможностями, и штрафовать за неправомерную парковку на их местах нужно нещадно, но ведь всем понятно: нарушителю гораздо проще и дешевле развести на месте, чем отдавать такие деньги официально. И скорее всего, так сделает большинство. А не для этого ли принимают такие неподъемные штрафы? Понятно ведь, кому в первую очередь это выгодно. Мы боремся со следствием - нарушением ПДД, а нужно искоренять причину в короткие сроки, достаточно сделать так, чтобы наказание стало неотвратимым абсолютно для всех! Не важно, едешь ты на джипе за 200 тысяч долларов или на “жигуленке” первой модели, ты все равно платишь штраф. Но от кого это зависит? От тех самых ратующих за повышение штрафов полицейских, для которых, получается, главное - денег побольше собрать, а не порядок на дорогах навести.
Какие ещё новшества могут ждать автомобилистов?
Вот основные предложения.
- Ужесточить наказание за разворот и поворот налево через двойную сплошную. За это предлагают лишать прав.
- Дать возможность пассажирам покидать авто без разрешения полицейского. Для водителей мера останется прежней.
- Дать возможность оплачивать штрафы с 50-процентной скидкой тем, чьи нарушения ПДД зафиксировали камеры.
- Ввести понятие “предупреждение”. В законе есть норма, согласно которой за незначительные правонарушения, совершенные в первый раз, водителей будут только предупреждать, а уже во второй - штрафовать. В МВД есть специальная база, в которой отображается соответствующая информация. Причем она интегрирована по всем областям.
- Отменить возможность сдать экзамены на получение водительских прав после самоподготовки.
- Норма, обязывающая включать ближний свет при перемещениях по городу в любое время суток, сохранится. Речь об ее отмене не идет.
- Ввести систему электронных паспортов, которые будут действовать на территории ЕаЭС. Благодаря им можно будет проследить историю машины.
Наши цифры
- В 25 раз возросли с 2001 года размеры некоторых адмштрафов за нарушение ПДД (с 15 до 396 тысяч тенге). При этом средняя зарплата казахстанцев увеличилась только в семь раз - с 17 000 до 124 000 тенге.
- Самая большая взыскиваемость - более 60 процентов по штрафам в размере 8000 тенге. Штраф 396 тысяч тенге платят лишь в 17 случаях из ста.
- За восемь месяцев 2016 года вынесено 1,5 миллиона постановлений о наложении штрафов за нарушение ПДД (адмпротоколы) на общую сумму 13 604 000 тенге. Взыскано около
6 754 000 тенге (49,6%).
- Камерами зафиксировано 564 433 нарушения ПДД. Исполнены предписания на сумму
2 521 000 тенге (42,5%).
Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
Опрос в тему
Нужно ли снижать административные штрафы?
- Однозначно, народ и так едва сводит концы с концами.
- Нет, только они могут дисциплинировать наших людей.
- Да, потому что их размер только провоцирует полицейских и другие проверяющие структуры брать взятки.
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz главной странице в правой колонке
Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Стоит ли сокращать объемы домашних заданий у школьников?
Да, и чем больше, тем лучше.......................33%
Только у младших классов..........................15%
Нет, иначе они не получат нужных знаний и не поступят в вуз.........................................27%
Необходимо разделять тех, кому достаточно минимальных знаний, и тех, кто хочет учиться....25%