Импульс в небо
Громко оскандалившийся в конце прошлого года Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ), судя по всему, пришел в себя, собрался с мыслями и решил привлечь конструктивные предложения социума с помощью собственного, но абсолютно непрофессионального (в прямом смысле этого слова!) общественного совета (ОС).
Что интересно, профильным законом, регламентирующим деятельность общественных советов при госорганах, они не обязательны для организаций, подобных ЕНПФ: в первой же статье документа приводится длинный список таких госучреждений - от Верховного суда до Центризбиркома, среди которых значится и Нацбанк, как известно, управляющий Единым пенсионным фондом. Более того, ЕНПФ вообще никакой не госорган, а акционерное общество со своим советом директоров, который и должен работать так, чтобы и скандалов не было, и у общества вопросов не возникало по поводу активов фонда.
Но раз новому председателю правления АО “ЕНПФ” Нурбуби НАУРЫЗБАЕВОЙ захотелось, то пусть, конечно, общественный совет при фонде будет, тем более что его членам зарплату платить не требуется. Может, появится какой-то прок от него и населению. Если, разумеется, сделать все по-человечески - с точки зрения здравого смысла, экспертной составляющей и актуалитета. Да только если судить по тому, как создается этот ОС, логикой здесь не пахнет.
Инициатива создания совета прозвучала от госпожи Наурызбаевой 13 января на первой ее пресс-конференции в новой должности. В долгий ящик дело откладывать не стали - уже 27 января на сайте ЕНПФ появился список семерых кандидатов в ОС. И все они сплошь журналисты.
Пресс-секретарь ЕНПФ Марина АКМАЕВА в ответ на мой вопрос, почему в совете нет специалистов, экспертов, способных принести хоть какую-то пользу пенсионке своими знаниями, пообещала, что скоро будут. По ее словам, пока дал свое согласие на участие в работе ОС только экс-президент KASE и бывший руководитель республиканской комиссии по ценным бумагам Азамат ДЖОЛДАСБЕКОВ, хотя приглашения были отправлены и другим.
По прошествии еще одной недели стало ясно, что специалисты так и не откликнулись. Специалисты ведь не зря таковыми зовутся. Они как минимум наверняка понимают бесполезность затеи в таком формате. ЕНПФ после скандала с покупкой левых бумаг у несостоявшегося золотодобытчика лишен возможности самостоятельно выбирать, куда вкладывать даже те деньги, которые вроде бы считаются собственностью фонда. А средствами вкладчиков, согласно статье 35 закона о пенсионном обеспечении, фонд вообще не имеет права распоряжаться. То есть эксперты по инвестициям, способные подсказать более умную финансовую стратегию, чтобы будущие пенсионеры зажили в старости счастливо и богато, там просто не нужны. Кроме того, ЕНПФ не обладает законодательной инициативой хотя бы на предмет того, чтобы с подачи членов ОС могла начаться структурная реформа фонда или всей пенсионной системы.
Вот так и значатся в составе совета одни журналисты да блогеры. Причем многие из них ни сном ни духом о проблемах пенсионной системы или инвестиций. К слову, Акмаева сообщила, что всего в ОС будет человек 30, в том числе и блогер Жанна ИЛЬИЧЕВА, когда-то давно рассказавшая своим подписчикам в соцсети о том, как она ходила в ЕНПФ.
Как это все вяжется с заявленными целями, обозначенными на сайте ЕНПФ (“придание импульса по совершенствованию деятельности системы”), непонятно. Как непонятно и то, как подбирались кандидаты в ОС.
Один из потенциально возможных его членов журналист Александра АЛЕХОВА, публично заявившая о своей готовности покинуть список кандидатов, если потребуется место настоящему специалисту по проблемам пенсионной системы, рассказала, как происходил этот самый кадровый отбор. Без выдвижений, обсуждений и голосований. Сама Алехова неожиданно оказалась вовлеченной в орбиту ОС по личному предложению Акмаевой.
- Ко мне просто подошли после пресс-конференции Наурызбаевой и сказали, что “есть мнение”. Я не отказалась. Мне как журналисту это интересно. На общественном совете руководству фонда можно будет в лицо задавать все интересующие наше издание вопросы, что в данное время делать проблематично. Хотя я прекрасно понимаю: для общей пользы на моем месте должен быть специалист, - рассказала Алехова.
Поэтому не стоит удивляться тому, если ЕНПФ и дальше будет вариться в соку собственных проблем, создавая видимость озабоченного поиска путей их решения. Нынешний формат общественного совета только на такое, видимо, и способен.
Игорь НЕВОЛИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
А тем временем
Валютные качели
Любопытными размышлениями и информацией поделился на днях глава Нацбанка Данияр АКИШЕВ. По его словам, долю активов АО “ЕНПФ” в инвалюте планируется увеличить с 23 до 30%.
- На самом деле при укреплении тенге сейчас те, кто держит, например, валютные активы, они проигрывают в тенге. Если у вас дома лежат доллары, то вы проигрываете сейчас. Но это рынок, и поэтому в этих условиях, мне кажется, каждый несет эти риски. Понятно, что эти риски может нести Единый накопительный пенсионный фонд, потому что 23% его активов сейчас находятся в иностранной валюте, - сказал Д. Акишев в интервью телеканалу “Хабар 24”.
- Соответственно, понятно, что, например, укрепление тенге будет уменьшать инвестиционную доходность, что и произошло в декабре (2016 года. - КазТАГ), - добавил он, пояснив: - Отрицательную переоценку, к сожалению, показали именно валютные активы ЕНПФ. То есть тенговые активы показали доходность на уровне 10%, валютные активы показали доходность на уровне где-то 6%, так как тенге укрепился.
Тем не менее, отметил глава Нацбанка, “мы сознательно наращиваем эту долю (в инвалюте. - Ред.) для того, чтобы диверсифицировать портфель ЕНПФ, чтобы пенсионные накопления не содержались только в одной валюте”.
- И мы планируем продолжать эту работу и довести эту долю - именно иностранных активов - до 30%, - подчеркнул он.
В целом, напомнил Д. Акишев, по итогам 2016 года инвестдоход ЕНПФ составил 531 млрд. тенге.
- Это значительная сумма, в настоящее время прирост пенсионных активов вообще происходит в большей степени - на уровне где-то больше 60% - только за счет инвестиционного дохода. То есть само тело ЕНПФ растет уже медленнее, вкладчики сейчас на самом деле получают именно от сверхприбыли доход, который получается именно от инвестирования, - отметил он.
По мнению Д. Акишева, вкладчики ЕНПФ “постоянно зарабатывают”.
“Поэтому, естественно, бывают периоды, когда эта доходность может падать, но в первую очередь, я думаю, вследствие именно валютных колебаний. Понятно, что какие-то инструменты могут приносить не всегда положительную доходность, но это рынок”, - заключил он.
Напомним, в 2016 году пенсионные активы ЕНПФ увеличились на 848,7 млрд. тенге, при этом 62,6% прироста - 531 млрд. тенге - составил инвестдоход. Всего же по состоянию на 1 января 2017 года накопления вкладчиков ЕНПФ составили 6 трлн. 685,3 млрд. тенге.
По сообщению КазТАГ