4573

Братья по несчастью

В день смерти Юрия СТЕПАНОВА его братья Сергей и Дмитрий СТЕПАНОВЫ (на снимке слева направо) узнали, что остались без собственного жилья. Выяснилось, что Юрий при жизни умудрился по-тихому дважды продать четырехкомнатную квартиру в Алматы в которой они выросли и дружно жили. А сейчас их единственное жилье находится в залоге Казахстанской ипотечной компании (КИК). Примечательно, что оба нотариуса, оформлявшие, по утверждению Сергея и Дмитрия, от их имени поддельную генеральную доверенность Юрию и два договора купли-продажи, сегодня находятся в местах лишения свободы. Два брата, пройдя все возможные инстанции, чтобы сохранить за собой право на единственное жилье, удивляются тому, как одни и те же судебные органы по одному и тому же делу принимают совершенно разные решения.

В этой четырехкомнатной квартире по улице Клочкова в Алматы изначально проживали семь человек: супруги Степановы, три их сына - Дмитрий, Юрий и Сергей, а также жена Сергея и их сын. Несколько лет назад скончались родители, супруга Сергея и их сын перебрались в Россию, и в квартире остались жить три брата.
У Юрия был свой бизнес - небольшая сауна. Там 7 декабря 2014 года он скоропостижно умер. В те дни, когда потрясенные внезапной потерей брата Сергей и Дмитрий скорбили и организовывали похороны, друг Юрия Александр ЯНКОВ, работавший вместе с ним в сауне, после слов соболезнования сообщил им еще одну страшную новость: сауна Юрия и единственная квартира Степановых находятся в залоге КИК. Но и это была еще не вся правда.
- Наш брат был адекватным, мы не ругались, но и не откровенничали особо между собой. А когда проводили поминки на девятый день после похорон, узнали, что у Юрия была... законная жена Марина БАКУНИНА, - рассказывает Сергей. - Это стало для нас настоящим шоком! Он не приводил ее в дом, не знакомил с родственниками, да и жил-то с нами, а не с ней. Мы только знали, что у Юрия в сауне какое-то время работала эта женщина. Оказывается, с 2010 года у них шел бракоразводный процесс, но из-за того, что она гражданка Узбекистана и находится в Алматы нелегально - без регистрации, с истекшими документами, он никак не мог завершиться.
Когда братья, ошарашенные смертью Юрия и всеми вытекающими последствиями, решили поднять все документы на жилье, оказалось, что в квартире их нет. Нашлись они в сауне.
- Как выяснилось, еще в 2003 году Юрий оформил на себя от нашего имени генеральную доверенность у нотариусов М. АБИНОЙ и Е. ДУЙСЕНБАЕВА, подделав подпись мою и Дмитрия, моей жены Розы, еще живых тогда родителей, - продолжает Сергей. - Мы попытались найти тех нотариусов, но они отбывают наказание за уголовные дела по факту мошенничества и подделки документов. Не одни мы, значит, пострадали от их рук...
Через некоторое время Степановы нашли первого покупателя их квартиры - Заринэ МУХАМАДИЕВУ. Теперь удивляться пришлось ей: девушка была не в курсе того, как вскоре после покупки оказалась без приобретенной квартиры.
- Смотрите, на генеральной доверенности стоит дата: 12 июня 2003 года, - показывает мне документы представитель Степановых в суде Эльмира МАМЫШЕВА. - Но уже 27 июня Юрий продает эту квартиру Мухамадиевой, а она якобы через три дня - 1 июля - продает ее снова ему, Юрию. Для чего все это было нужно? Понятное дело: чтобы Юрий стал единоличным собственником жилья.
Как же получилось, что сделка с документами у нотариуса была, а сама Мухамадиева при этом не присутствовала?
- Я работала в сауне у Юрия, копии моих документов находились в отделе кадров, - поведала нам по телефону свою правду Заринэ. - Сама я ничего не подписывала - я подтверждала это на всех судах!
Дальше - еще любопытнее. По словам Степановых, в 2007 году Юрий продает квартиру своему другу Янкову, а через неделю... закладывает ее в качестве залога в КИК.
- Когда мы увидели договор с этой ипотечной компанией, то нас поразила баснословная цена квартиры. Согласно выкладкам
ТОО “Кафедра оценки имущества” рыночная стоимость нашей квартиры на февраль 2007 года составляла 23 миллиона 932 тысячи тенге, - говорит Сергей. - Но ипотечная компания с привлечением другой фирмы оценила квартиру в 41 миллион 616 тысяч тенге и выделила Янкову кредит в 35 миллионов. В суде он показывал расписку, что эти деньги получил якобы именно Юрий.
После всех этих “сюрпризов” Степановы обратились в Бостандыкский райсуд Алматы. Ответчиками выступали Заринэ Мухамадиева и Александр Янков, ипотечная компания была третьим лицом. Процесс длился около года, однако Янков на заседания не являлся, и найти его нигде не могли - по юридическому адресу он не проживал.
- В рамках судебного процесса проводилась почерковедческая экспертиза, которая установила: подписи Сергея и Дмитрия на генеральной доверенности им не принадлежат, - поясняет юрист Мамышева. - Кроме того, по запросу в погранслужбу я выяснила, что в момент оформления доверенности не было в стране физически Розы Степановой, жены Сергея, подпись которой тоже значится в этом документе. Как такое возможно?
Суд вынес решение в пользу Степановых - все сделки купли-продажи квартиры были признаны недействительными. Недействительным был признан и договор залога квартиры в КИК.
Но ипотечная компания, не согласившись с этим судебным решением, обжаловала его, причем к процессу подключился и откуда ни возьмись объявившийся Янков. Однако апелляционная коллегия городского суда подтвердила правоту Степановых. Братья облегченно вздохнули. Но радоваться им пришлось недолго. КИК обращается в Верховный суд - и ситуация в корне меняется.
- Верховный суд в своем постановлении указал: “При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства дела, и к ним правильно применены нормы материального законодательства”, - объясняет Эльмира Мамышева. - То есть само решение о признании сделок недействительными ВС не отменял. Он лишь отметил, что поскольку не был допрошен Янков, тем самым были нарушены процессуальные нормы. В итоге дело вернули в апелляционный суд. А он, этот же самый апелляционный суд, меняет свое предыдущее решение на 180 градусов - нам отказывают в полном объеме!
То была новая коллегия Алматинского городского суда в составе председательствующего судьи Ш. КУРМАНБЕКОВОЙ, судей Л. МЕРЕКЕНОВА, Б. МАХПИРОВА, - продолжает юрист. - Чем они руководствовались, принимая противоположное решение? В качестве свидетеля Янков привел в суд ту самую жену Юрия - Марину Бакунину. Она рассказала, что братья якобы часто ссорились и что с 2009 года они были в курсе всех сделок, но после смерти Юрия решили всех обмануть. Якобы после совершения сделок купли-продажи часть вырученных средств Юрий отдал Сергею. При этом сама Марина якобы присутствовала при передаче денег, а Дмитрию Юрий пообещал купить квартиру. Но это ничем не подтверждается. И как суд мог принять решение, основываясь на показаниях человека, который в стране находится незаконно, без регистрации? В материалах дела есть копия ее паспорта, срок которого истек пять лет назад. Загадка... Сейчас мы не можем найти эту Марину.
Степановым грозит выселение из квартиры, если КИК будет на этом настаивать. Братьям остается надеяться только на ВС, куда они обратились для обжалования решения апелляционной инстанции, чтобы не остаться без крыши над головой. На новое жилье у Степановых, по их словам, денег нет: Сергей работает архитектором, а Дмитрий - строителем, но все эти судебные тяжбы в течение двух лет не давали им возможности нормально зарабатывать, они перебивались случайными заработками.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Вместо P.S. Все глубже погружаясь в эту историю в процессе подготовки материала, я периодически невольно ловила себя на мысли: “Сколько же еще скелетов в этом семейном шкафу?..” Надеюсь, ВС распутает все хитросплетения, и мы сообщим, чем же закончилось это, в некоторой степени даже показательное, дело по одному квартирному вопросу.

Поделиться
Класснуть