Следите за руками
Две недели без жезлов. Привыкли ли автомобилисты к новым методам работы дорожных полицейских?
Как известно, с 1 января казахстанские полицейские перестали использовать для остановки транспортных средств жезлы, так как полностью перешли на метод автопатрулирования. Проще говоря, теперь они не могут стоять у обочины и махать палочкой, как раньше - придется ездить по городам и весям и на колесах выявлять нарушителей ПДД. Новость эту граждане восприняли по-разному. Но большинство водителей просто пожали плечами: в том, как тебя останавливают, большой разницы, в общем-то, нет. Теперь полицейские могут тормознуть машину только при помощи специальных звуковых и световых сигналов, громкоговорящего устройства, установленных на патрульной автомашине. На стационарных экопостах, а также в исключительных случаях (ДТП, оперативно-розыскные мероприятия, заторы) транспортное средство могут остановить только жестом руки, направленной на ваш автомобиль, с одновременной подачей свистка. Большинству полицейских придется привыкать к новой жизни без волшебных палочек, практически ничего не изменилось только для алматинских стражей дорог. В южной столице уже несколько лет действовал эксперимент по применению метода автопатрулирования. Горожане уже отвыкли от вида дежурящих на обочине людей в погонах. Судя по тому, что опыт было решено распространить на всю страну, эксперимент показался начальству из Астаны удачным. О том, что полицейских лишат их палочки-выручалочки, они узнали всего за несколько дней до Нового года. На места спустили специальный приказ из МВД.
- Мы каждый день проводили с нашими сотрудниками инструктаж и дополнительные занятия, - рассказывает начальник местной полицейской службы ДВД Алматы Жасулан БАЙКЕНОВ. - Перед началом работы объясняли, как нужно правильно регулировать. Жесты остались такими же, как прежде, просто теперь у руках у полицейского нет жезла - вот и все. Мне кажется, люди постепенно начинают к этому привыкать, адаптируются. И через какое-то время всем такая работа полицейских будет казаться естественной. По крайней мере, пока ни жалоб на действия сотрудников, ни каких-то ЧП, связанных с этим нововведением, у нас не было.
- А куда вы дели жезлы?
- Мы их собрали у всех сотрудников и сейчас храним в дежурной части. Это произошло еще до Нового года, 1 января ни у кого из наших полицейских на руках не осталось жезлов. Что будет с ними дальше, не знаю. Если будет команда сдать жезлы, так и сделаем.
Но проблемы все-таки образовались. Почти сразу стало ясно: в темноте не всегда хорошо видно регулировщика, работающего на перекрестке. Так что автомобилистам теперь нужно быть еще более внимательными: мало того что полицейского нужно вовремя заметить, так еще и разглядеть, что он показывает. Народ стал поговаривать: дескать, жезлы нужно вернуть хотя бы для таких случаев. Пока в МВД стоят на своем: регулировка должна осуществляться жестом руки, как предусмотрено ПДД, никаких дополнительных приспособлений для этого не нужно. Правда, при этом здесь рассматривают вопрос о покупке специальных краг для полицейских.
- Так как не будет пеших нарядов, то и необходимость в жезлах автоматически отпадает, - прокомментировала пресс-секретарь комитета административной полиции МВД РК Ирина ЛУКЬЯНИНА. - Регулирование в темное время проводится в светоотражающих жилетах. Это происходит в основном на больших, а значит, хорошо освещенных перекрестках. Маленькие, которые могут быть плохо освещенными, регулировать не нужно, там автомобилисты должны руководствоваться знаками приоритета. Да, можно было бы оставить жезлы для регулировщиков, но это было бы половинчатым решением. Потому что жезлы все равно бы были, а так их нет, а значит, нет и повода для недопонимания между полицейскими и водителями. Все это делается для того, чтобы полицейские без веских на то оснований не останавливали машины, в том числе и на стационарных постах. И хочу еще раз заметить: без жезлов обходятся во всем мире.
В Сети тем временем появилось видео, на котором страж дорог регулирует движение в Алматы в светоотражающих перчатках. Оказалось, что это всего лишь эксперимент: полицейские сами нашли такие перчатки и решили проверить, насколько эффективным окажется их применение.
- Мы планируем заказать такие перчатки для всего личного состава специального батальона и дорожно-патрульной полиции - это полторы тысячи человек, - говорит Байкенов. - Уже написали соответствующее письмо в управление тылового обеспечения. Их могут сшить на наших предприятиях - это дешевле, чем заказывать в Китае. Мы вели предварительные переговоры, и нам сказали, что сделать это можно в течение десяти дней. Думаю, в ближайшее время вопрос решится.
И самое важное: зачем все это нужно? Как говорится в пресс-релизе МВД, “данное требование введено с учетом передового опыта зарубежных стран (США, Западная Европа), где жезлы в работе дорожно-патрульной полиции не применяются”. Главная цель - переход на автопатрулирование. Чем он отличается от стояния на обочине? Полицейские говорят - мобильностью. Раньше водители примерно знали, где и на каких перекрестках стоят сотрудники, и старались в этом месте не нарушать. Сейчас же стражи дорог могут появиться в любой момент и в любом месте, а эта внезапность по задумке реформаторов должна дисциплинировать водителей. И еще: при автопатрулировании сложно остановить того, кто не нарушал. Все патрульные машины оборудованы видеорегистраторами, и в случае спорных ситуаций запись можно будет просмотреть. Правда, сразу напрашивается вопрос: повлияет ли это на уровень коррупции, ради снижения которой все, судя по всему, и затевалось? Об этом моменте полицейское руководство предпочитает не распространяться и никаких оценок не давать. Ведь не жезлом единым...
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы