Идём на таран?
В соседней России предлагают позволить машинам экстренных и спецслужб таранить автомобили, загораживающие проезд к месту ЧП. В Казахстане - схожие проблемы, но насколько целесообразна такая практика у нас? Изучаем вопрос
с нашими экспертами.
- С этой проблемой наши спецслужбы практически каждый день сталкиваются во всех крупных городах, - подтвердил ее наличие в наших палестинах заместитель министра внутренних дел республики Юрий ИЛЬИН (на снимке), к которому мы обратились за комментариями. - Из-за этого теряем драгоценное время, что зачастую усугубляет масштабы ЧП - приводит к возникновению более крупных очагов пожаров, гибели людей. Государство пытается решить проблему. Например, сейчас строительство новых жилых массивов осуществляется только с обустройством подземных паркингов - за счет этого не загромождаются прилегающие территории. А что касается практики таранов... Прежде чем это разрешить, нужно четко проработать механизмы, как и в каких ситуациях можно это делать. Но пока этот вопрос не обсуждался.
- Может быть, вы рассматриваете какие-то другие меры, которые позволят улучшить ситуацию?
- Они уже есть. Например, запрещено самовольно устанавливать шлагбаумы и перегораживать въезды во дворы, парковать автотранспорт на газонах, перекрестках и т. д. Все это должна контролировать местная полиция, но, к сожалению, к каждому двору не приставишь человека в погонах. Поэтому мы сами должны становиться более сознательными. Как говорят, Москва не сразу строилась - постепенно и у нас культура поведения на дорогах улучшится.
А вот заместитель председателя президиума Республиканской палаты оценщиков Александр КАЛИНИН (на снимке) считает, что действовать надо жестко. Он согласен с тем, что водителей, которые где попало бросают свои машины, нужно наказывать. Это элементарно будет их дисциплинировать. Главное - определиться, кто будет выплачивать ущерб за поврежденные машины.
- Кто это будет делать? Страховщики? - рассуждает Александр Николаевич. - У них такое мощное лобби, что провести подобный закон будет очень сложно, ведь их расходы в таком случае значительно возрастут. Здесь есть еще один тонкий момент: вряд ли они согласятся делать выплаты тем автовладельцам, которые имеют на руках лишь полисы об обязательном страховании. Речь, скорее всего, будет идти о том, чтобы такой ущерб покрывался за счет добровольного страхования, но оно в нашей стране развито крайне плохо. Так что начни и мы всерьез обсуждать подобную инициативу - тут же появятся предложения сделать обязательным и добровольное страхование. Государство будет платить? Почему бы и нет! Ведь речь идет о спасении жизни граждан. Хотя у этого подхода решения проблемы наверняка найдутся противники.
По мнению Калинина, самым действенным способом могут стать поправки в ПДД, разрешающие таран в том случае, если машина припаркована с нарушением правил. Поставил автомобиль в неположенном месте - пеняй на себя. И в таком случае никто не должен будет возмещать ущерб за искореженное транспортное средство. Другое дело, если машина припаркована по правилам, но все равно мешает проезду спецтехники, и ее придется таранить. Вопрос еще какой: кто будет платить за ущерб?
- Все это нужно очень четко прописать в законодательстве, тогда и водители станут более сознательными, - подчеркивает наш эксперт. - Но какой будет реакция общества? Опять же - сложный вопрос. Но тему эту поднимать нужно.
Врач Биржан ОСПАНОВ , четыре года возглавлявший службу скорой медпомощи Алматы (на снимке), тоже подтверждает: проблема есть. Зачастую водители спецмашин даже не пытаются найти владельцев незаконно припаркованных автомобилей - это долго да и бесполезно. Так что врачам приходится нести пациентов на носилках энное количество метров по улице или просить об этом соседей и близких больного (ведь многие врачи - женщины). Тем не менее Оспанов считает, что методы, предлагаемые в России, мягко говоря, сомнительные.
- Как вы себе это представляете? Водитель “скорой”, который пойдет на таран, в любом случае повредит и свою машину и попросту не сможет двигаться дальше. А в чем тогда смысл? Помочь пациенту уже не удастся, - резонно замечает он. - Так что действовать нужно только административными методами и применять их максимально жестко. Увеличивать штрафы за неправильную парковку и делать все, чтобы неотвратимо наказывать нарушителей.
Взаимодействие должно быть межсекторальным, без помощи полиции мы точно не сможем добиться каких-то результатов, - продолжает собеседник. - Приведу пример. После того как все “скорые” Алматы оснастили видеорегистраторами, их водители стали отправлять в полицию ролики с записью на предмет того, как другие участники движения не пропускают спецмашины. Нарушителей стали штрафовать, и в следующий раз они задумаются. Во Франции, например, есть шкала нарушений. Если человек набрал 12 баллов, его лишают прав. Сразу десять баллов начисляются тем, кто не пропустит “скорую” или пожарную. Поэтому тамошние водители не препятствуют их проезду. И дело здесь совсем не в сознательности отдельных граждан.
Штрафы за неправильную парковку есть и у нас, но проблема в том, что далеко не всегда тот, кто бросает свою машину в неположенном месте, несет за это наказание. Я сама не раз была свидетелем того, как полицейские экипажи равнодушно проезжают мимо автомобилей, припаркованных под знаком “Остановка запрещена”. Силовики парируют: мол, штат сотрудников невелик, за всеми нарушителями не уследишь.
- Иногда действительно ловишь себя на мысли, что с нашими людьми можно разговаривать только методом тарана, по-другому они не понимают, - грустно шутит председатель Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ (на снимке). - Если проехать по нашим городам, особенно крупным, то можно повсеместно увидеть машины, припаркованные под знаком “Остановка запрещена”. Это происходит из-за повального несоблюдения принципа неотвратимости наказания. Вот протаранит водитель пожарной машины джип какого-нибудь агашки, который закрывал проезд к месту ЧП, завтра же сам окажется виноватым! Это по-нашему! Если бы каждый, независимо от статуса, водитель знал, что его точно накажут за нарушение ПДД, он бы этого не делал. Поэтому я сильно сомневаюсь, что меры, о которых мы говорим, окажутся действенными даже в том случае, если их примут на законодательном уровне. Механизм действий в таких случаях должен быть четким и безоговорочно выполняться всеми сторонами подобных ситуаций. Ведь никто не будет спорить с тем, что жизнь человека гораздо дороже груды металла, сколько бы он ни стоил.
Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА и с сайта medikforum.ru, Алматы