2876

Сбежавшие из ада

После 12 лет судебных баталий в безвыходной ситуации оказалась алматинка Елена МИРОНОВИЧ. Условия в их единственном с престарелой матерью и дочерью-инвалидом жилье - в двух комнатах в коммунальной квартире с общими кухней и санузлом - оказались непригодными для дальнейшей жизни. Желая облегчить судьбу дочери, которая не может ходить, женщина решила продать комнаты в коммуналке и купить пусть и простенькое, но отдельное жилье с туалетом и кухней. Однако любые сделки купли-продажи оказались для Елены невозможными, хотя Алматинский горсуд однажды принял решение в ее пользу. Теперь вся надежда семьи Миронович на Верховный суд. И добрую волю соседки по коммуналке Сауле АХТЯМОВОЙ.

Елена Миронович не может рассказывать о своей истории без слез. С 2004 года она находится в перманентном судебном процессе с соседкой по квартире и профильным госведомством, курирующим сферу жилья в южной столице.
- Не подумайте, что я какая-то скандальная сутяжница, - словно предугадывает мой вопрос Елена. - Поначалу мы хотели просто приватизировать две комнаты, которые Министерство обороны выделило моей матери за 30-летнюю работу в воинской части. А трагедия, которая случилась с Катей в 2008 году, не оставила нам выбора - нам нужно другое жилье… Дочку в 12-летнем возрасте сбил на пешеходном переходе ехавший на огромной скорости КамАЗ, он протащил ее несколько метров за собой, содрав почти всю мышечную ткань на ногах. Когда будут нужные ей протезы - неизвестно, а пока моя Катя может передвигаться лишь в инвалидной коляске. Но в нашей квартире тесно, там в коляске не развернуться, не проехать. Дочери приходится в туалет и на кухню добираться ползком, зимой - по холодному полу... Я не могу без слез смотреть на ее мучения! Поэтому нам просто необходимо другое жилье. А чтобы приобрести его, нам нужно продать эти две комнаты. Правда, сначала их надо приватизировать. Но как?!
С приватизацией действительно возникли серьезные, практически неразрешимые проблемы. В городском департаменте жилья и жилищной инспекции (позже он был реорганизован в управление) семье Миронович сообщили: согласно статье 13 закона “О жилищных отношениях в РК” “жилище, в котором проживает несколько нанимателей, может быть приватизировано только с согласия всех нанимателей и их совершеннолетних членов семьи”. Две комнаты, которые занимает Елена с дочкой и матерью-пенсионеркой, соседствуют с двумя другими. Все вместе эти комнаты представляют собой четырехкомнатную квартиру с общей кухней, коридором и санузлом. И хозяйка тех двух комнат Сауле Ахтямова не дает согласия на приватизацию Еленой двух своих.
Миронович пошла искать правду в суде.
- Но мои тяжбы затянулись на несколько лет. Потому что после трагедии с Катей я бросила всю эту волокиту с приватизацией и стала возить ее по врачам... Мы уезжали в Россию, ей делали несколько операций, потому что наши врачи, увидев покалеченные ноги дочери, сказали, что проще их сразу ампутировать. С одной ногой, к сожалению, так и вышло. А вторую удалось спасти.
Уставшим от постоянных неудобств Елене и Галине Миронович пришлось снять более комфортное жилье. После этого Сауле Ахтямова обратилась в суд со встречным иском лишить их права проживать в совместной коммунальной квартире. Как указала соседка Елены в своем требовании, Миронович давно оставили свое жилье, а когда проживали там, то якобы “чинили препятствия и разводили антисанитарию”.
- Сауле хочет завладеть нашими комнатами, а в дальнейшем приватизировать их, - считает Елена. - Хотя это не единственное ее жилье - Ахтямова уже давно там не живет, встречаемся мы с ней только в судах, а к ней приезжают и живут там родственники из других регионов страны, бывает, что до 10 человек и более собирается!
Между тем очередной судебный процесс в 2012 году, казалось бы, положил конец долгим разборкам. Судья Алматинского городского суда Г. СТИКУЛОВА усомнилась в обоснованности отказа городского управления жилья в приватизации семьей Миронович занимаемых жилых комнат. Судебная коллегия посчитала ошибочным вывод предыдущих судов о том, что приватизация комнат Еленой Миронович возможна только с согласия соседей. Тем более что еще в 2006 году аким Турксибского района Алматы подписал распоряжение, согласно которому комнаты, в которых проживает Ахтямова, считаются “двухкомнатной квартирой в 4-комнатной коммунальной квартире”(!), а при таких обстоятельствах семьи Елены Миронович и Сауле Ахтямовой не являются владельцами одного общего жилья. Получается, что четыре комнаты в квартире поделены пополам, и у одной стороны уже есть право собственности. Так почему бы не предоставить такой же статус двум оставшимся комнатам Миронович?
Но в таком случае возникает другой вопрос: а как после приватизации хозяевам коммуналки делить общие кухню и туалет? Кто будет нести ответственность за то, если вдруг на нейтральной территории прорвет трубу или, не дай бог, взорвется газовый баллон?
- В данных техпаспорта кухня, коридор и санузел значатся как общедомовое имущество. При приватизации право на них делится между всеми проживающими в коммунальной квартире жильцами, - поясняет нам юрист Бахыт­жан ПЕРЗАДАЕВ, представляющий интересы Елены Миронович. - Если соседи не могут договориться, как и когда пользоваться кухней и туалетом, этот порядок определяет суд. Но управление жилья никак не реагировало на постановление горсуда и продолжало в своих многочисленных ответах ссылаться на все ту же 13-ю статью закона о жилищных отношениях. Однако Елена не стала сдаваться и обратилась в суд с заявлением о бездействии органа госуправления.
- Налицо абсолютная безграмотность юристов управления жилья и жилищной инспекции! - полагает адвокат. - Они даже не пытаются вникнуть в судебный акт, забывая о том, что согласно статье 76 Конституции Казахстана решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории республики. Поэтому в суде - процесс проходил в Турксибском райсуде в июне этого года - мы просили устранить допущенные жилищным ведомством нарушения в полном объеме, отменить решение об отказе семье Елены Миронович в приватизации. И суд нас поддержал! Однако в августе апелляционная коллегия Алматинского горсуда решила, что судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права. Управление жилья составило свою жалобу, основываясь на все той же 13-й статье закона о жилищных отношениях, и требует согласия семьи Ахтямовых на приватизацию комнат, которые занимает Елена Миронович.
Круг замкнулся.
- Поэтому нам остается только скитаться по съемным углам, - горестно вздыхает Елена. - Я готова вернуть в госфонд эти комнаты, если нам предоставят другое полноценное жилье.
По словам адвоката Перзадаева, точку в этой затянувшейся на многие годы истории должен поставить Верховный суд. Как долго продлится эта судебная тяжба и к чему она приведет, одному богу известно.

Елена Миронович, а вслед за ней и мы неоднократно пытались связаться с Сауле Ахтямовой, чтобы встретиться вне стен судов и просто по-человечески поговорить, однако все эти попытки оказались тщетными. Не верится, что человек может быть настолько равнодушным к горю соседей...

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть