5500

Идей много - грабли одни

Казахстан ждут очередные нововведения в сфере подготовки будущих водителей и сдачи экзаменов на права. Преподаватель военно-технической школы (бывшее ДОСААФ) с 30-летним стажем Амантай ДОСМАХАНБЕТУЛЫ (на снимке) считает, что они не смогут изменить ситуацию к лучшему.

- Недавно появилось сообщение о том, что эксперты обсуждают вопрос передачи казахстанских автошкол в ведение Министерства образования и науки, - говорит Амантай. - Но в 90-е годы учебные заведения, занимавшиеся подготовкой будущих водителей, и так подчинялись МОН - мы брали лицензию на занятие соответствующим видом деятельности в департаменте образования. Но при этом полицейские выдавали школам акты обследования учебных классов - получалось, что контроль был двойным. Так будет и сейчас: автошколы все равно останутся в поле зрения МВД, ведь именно полицейские, а не педагоги выдают права. Так что люди в погонах все равно будут присутствовать в этой сфере. И что мы получим в итоге? Тот самый двойной контроль. Даже если произойдет передача авто­школ под юрисдикцию МОН, она окажется простой формальностью и ничего не изменит.
- Есть еще одно новшество, предложенное министром образования и науки Ерланом САГАДИЕВЫМ, - курсы вождения в старших классах школ, которые в рамках программы НВП собирается внедрить МОН. Как вы к этому относитесь?
- Я считаю это неправильным. Такой подход применялся в советское время и не оправдал себя. Инициаторами отмены этой программы в свое время выступили именно МВД и Министерство обороны (считалось, что в школах смогут подготовить водителей для армии, ведь старшеклассники - это будущие солдаты). Но это повлияло на увеличение количества ДТП, которые совершали молодые люди, но при этом никак не отразилось на качестве их подготовки. Получается, что мы и здесь наступаем на те же грабли. Такой подход при очень высоком уровне аварийности, который мы имеем сейчас, не сможет себя оправдать. Судите сами: старшеклассники, которые проучатся на этих курсах, смогут получить водительское удостоверение только в 18 лет, то есть им придется ждать минимум 12 месяцев. Все это время они не смогут управлять машиной. Научно доказано, что новичок, который после водительских курсов не садится за руль шесть-семь месяцев, утрачивает все навыки. На гражданке такие водители будут попросту опасны, а в армии не нужны.
К тому же эти нововведения будут обременительны и для бюджета: ведь каждую школу Казахстана нужно будет обеспечить несколькими учебными автомобилями. Замечу, Минобр собирается обучать будущих водителей по программе ВС1, то есть и на легковых, и на грузовых машинах. Сядут ли школьники, прошедшие такие курсы, за руль грузовиков? Сомневаюсь. Да и не думаю, что кто-то возьмет на работу таких водителей. В том, что старшеклассникам хотят дать какую-то профессию в стенах школ, нет ничего плохого. Но, может, рассмотреть какие-то другие, менее затратные и не связанные с такими рисками специальности: связист, парикмахер, плотник, столяр, мастер бытовой техники и компьютеров и т. д. Наши дети действительно практически ничего не умеют делать руками - вот пусть их и научат. А будущие водители должны учиться в автошколах, и желательно, чтобы они сразу садились за руль.
- Но, согласитесь, и с авто­школами все не так гладко - здесь тоже нужно наводить порядок.
- Проблем, конечно, хватает и в автошколах, но не нужно вешать на них всех собак. Во всех развитых странах работники автошкол не несут ответственности за сдачу экзаменов и дальнейшую водительскую деятельность своих курсантов. Но в нашей стране полицейские во всех грехах, которые творятся на дорогах, обвиняют только автошколы. Но если водительское удостоверение выдает МВД, то какие претензии могут быть к тем, кто проводил обучение? В 2015 году в Казахстане ужесточили деятельность всех автошкол, обязав их создать и вступить в профессиональные общественные объединения, появилась единая база учащихся. Как показало время, все это привело лишь к дополнительным бюрократическим проволочкам, которые ничего существенно не изменили. Срок обучения на категорию В продлили с полутора месяцев до трех, а стоимость курса как была, так и осталась 10 000-15 000 тенге. Для сравнения: в Европе будущий водитель выложит за обучение минимум 1200 евро. Поэтому я считаю, что на правительственном уровне необходимо утвердить минимальную стоимость оплаты в автошколах - не ниже 200 000 тенге. Низкая стоимость обучения на водительских курсах дает возможность получить удостоверение всем, кому не лень. Появляются школы-однодневки, которые не учат, а просто собирают деньги и раздают права.
- Но при таких ценах все превратятся в самоучек и будут без подготовки в автошколах сдавать экзамен на права в спецЦОНах.
- Самоподготовка - это вообще болезненная тема. Такое ощущение, что решение МВД о возможности сдачи экзаменов без обучения в автошколах (а это, безусловно, уже негативно повлияло на их работу) было принято для выгоды сотрудников ведомства. Ни для кого не секрет, что водительские удостоверения продавали и продают. Но, может быть, тогда законодательно допустить их выдачу и без сдачи экзаменов - на коммерческой основе? Я говорю на полном серьезе. Ведь продаем мы VIP-номера, давайте будем действовать по той же схеме, только брать за водительские права от одного миллиона тенге и более. Такой способ будет оправдан хотя бы тем, что пополнит бюджет государства, а не карманы отдельных полицейских. Мне кажется, прежде чем вводить что-то новое, нужно разобраться с теми проблемами, которые уже есть. И хорошенько подумать: а стоит ли возвращаться к уже имеющемуся и не приведшему ни к каким положительным результатам, опыту?

Оксана АКУЛОВА, фото из архива Амантая ДОСМАХАНБЕТУЛЫ и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Вместо P.S. Во всех развитых странах мира машину для сдачи экзамена по практическому вождению предоставляют сами экзаменуемые, они приезжают на том автомобиле, на котором учились или будут ездить в дальнейшем. У нас же во всех спецЦОНах есть свои машины, напичканные специальными датчиками, поэтому не только курсанты, но и водители-профессионалы с многолетним стажем не могут сдать экзамен с первого раза. Любому водителю, который садится за руль незнакомой машины, нужно проехать как минимум три-пять километров, чтобы адаптироваться. Получается, что у нас все сделано для того, чтобы завалить экзаменуемого.

Поделиться
Класснуть

Свежее