Страна советов
Куда обращаться простому человеку, чтобы донести до властей свои проблемы и предложения?
С начала года в стране заработали общественные советы (ОС), созданные при акиматах и министерствах, которые обещали разобраться с парковками, навести порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве, бороться с очередями в поликлиниках... Каковы их силы и возможности? И вообще, изменилось ли что-то с их появлением?
То, что общественная жизнь стала веселее, однозначно: многие слушания, к примеру, в южной столице, проходили с широким резонансом и бурными разбирательствами, где жалобы переходили в крики, а конструктивная беседа - в перебранку с переходом на личности. Так происходило практически на всех заседаниях по жилищно-коммунальным проблемам, где собственники квартир -
в большинстве пенсионеры-активисты - нападали на нерадивых управдомов, и наоборот. Получилось так, что общественные советы, открывшие приемные для граждан, стали последней инстанцией, куда приходят искать справедливость столкнувшиеся с бездействием госорганов и неудовлетворенные решениями судов. Однако стоит ли надеяться, что ОС решат те проблемы, которые не смогли решить другие? Ведь в самом начале формирования общественных советов эксперты критично заявляли: законодательные полномочия советов ограничиваются обсуждением проектов и планов, что значительно снижает потенциал участия гражданского общества в принятии решений.
Кто может стать членом общественного совета?
Несмотря на то что основные составы ОС уже сформированы (срок полномочий общественного совета составляет три года, а количество членов определяется рабочей группой), кто-то из общественников может покинуть пост по собственному желанию, и на его место придет тот, чья кандидатура победит в народном голосовании. Особенно актуален этот вопрос для жителей южной столицы, так как в общественном совете Алматы скоро расширят комиссии. Председатель совета Рахман АЛШАНОВ заявил: 37 членов ОС просто физически не могут справиться с тем потоком сообщений и жалоб, что ежедневно на них обрушиваются. В каждой комиссии, курирующей определенную сферу (образование, здравоохранение, культуру, религию, экономику, предпринимательство, транспорт, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство), сидят по пять-шесть человек, и бывает так, что один заболел, у другого встреча по своей работе, третий в командировке, вот и получается, что проблема затягивается и не решается. Кто может стать членом общественного совета? Требования минимальны: возраст от 18 лет, если претендует на пост члена в местном ОС - проживание в пределах соответствующей административно-территориальной единицы, отсутствие судимости, справка, что не состоит на учете в организациях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма, наркомании или токсикомании. Чтобы участвовать в конкурсе, нужно письменное предложение некоммерческой организации и/или заявление гражданина о выдвижении кандидатуры в состав общественного совета, сведения о профессиональной и/или общественной деятельности кандидата с указанием автобиографических данных.
Возможности и ограничения
Согласно закону общественный совет сам не наделен полномочиями принимать какие-либо решения, к примеру - взять и выгнать взашей всех председателей КСК со своих постов. Но общественные советы могут обсуждать проекты бюджетных, государственных и правительственных программ и то, как они выполняются. Конечно, обсуждать это позволено и любому казахстанцу у себя на кухне. Сила ОС в том, что они могут разрабатывать проекты нормативно-правовых актов и вносить предложения по совершенствованию законодательства, неувязки в котором так часто подмечают на практике рядовые казахстанцы. Кроме того, перед общественным советом обязан отчитываться сам глава города. Конечно, аким может принять какое-нибудь решение и без согласования с ОС, но тогда он должен будет дать аргументированный ответ на вопрос совета, зачем он это сделал и почему. Общественный совет может вносить рекомендации и в работу госоргана, а тот в течение месяца (при обсуждении проектов бюджетных программ, проектов стратегических планов или программ развития территорий, проектов государственных и правительственных программ в течение десяти рабочих дней) дает мотивированный ответ, который подписывает первый руководитель соответствующего госоргана либо его заместитель. Кроме того, члены ОС могут и сами участвовать в работе центральных исполнительных органов и органов местного государственного управления, но только по согласованию с ними.
А как должны отчитываться общественные советы перед населением? В законе сказано: общественный совет и его члены обязаны не реже двух раз в год информировать население о своей деятельности через интернет-порталы или СМИ и там же размещать годовой отчет.
Работа за бесплатно
Можно бесконечно ругать чиновников за то, что они получают зарплату и ничего при этом не делают, но вот членов общественного совета можно упрекнуть только в бездействии, а не в меркантильном интересе и распиле бюджета. Согласно закону советы осуществляют свою деятельность на общественных началах, то есть бесплатно.
Как обратиться в общественный совет?
Депутат мажилиса парламента Серик СЕЙДУМАНОВ обещает: скоро появится единый сайт общественных советов. А пока контактную информацию о городских общественных советах и их графике приема граждан можно узнать в местных исполнительных органах, информацию об общественных советах республиканского значения - в профильных министерствах.
В общественный совет Алматы можно обратиться через его официальную страницу на Facebook или по адресу: проспект Абылай хана, 74а, офис 305, телефон 8 (727) 272-38-33, в общественный совет Астаны - по телефону 8 (7172) 75-24-22.
Мнения экспертов
Рахман АЛШАНОВ, председатель общественного совета Алматы:
- Нас часто критикуют и говорят, что мы ничего не делаем, а только много говорим. Но судите сами: с мая, как начали работать, мы приняли около 700 заявлений по КСК, провели несколько общественных слушаний, обобщили все рекомендации и внесли 181 предложение - и только в закон о жилищных отношениях! Парламент уже принял наши предложения к рассмотрению. Мы внесли и предложения по поводу изменений положения об аттестации руководителей КСК и прозрачности их финансово-хозяйственной деятельности, рассмотрели связанные с этим проблемные ситуации, оформили заявления в один пакет и отправили в прокуратуру. Все это рассмотрели при акимате, одних управдомов отстранили от должностей, другие не прошли по аттестации. То есть меры действительно реализуются! По парковкам общественный совет дал 60 рекомендаций, которые госорганы учли. 2 декабря будет выступать руководитель управления экономики, расскажет о бюджете на 2017 год. Общественный совет будет добиваться того, чтобы в планировании бюджета учли предложения наших граждан. К примеру, малоимущие жильцы в частном секторе не могут позволить себе тянуть газ от трассы до домов, на это уходит 70-100 тысяч тенге! Мы попросили при планировании бюджета учесть эту уязвимую категорию граждан. Вообще, мы слушаем госорганы два раза в год - когда они разрабатывают бюджетные программы в начале года и когда отчитываются об их выполнении в конце либо начале следующего. Мы даем рекомендации, при этом требуем их рассмотреть или дать мотивированный отказ. В случае неудовлетворительного ответа мы докладываем акиму и можем привлечь прокуратуру. Но пока такого не было: как только докладываем акиму Алматы Бауыржану БАЙБЕКУ о том, что такой-то орган не учел наши дельные рекомендации, глава города моментально реагирует, а госорганы исправляются. К нам ежедневно обращаются и по проблемам отлова собак, и по другим вопросам. Мы адресуем их профильным ведомствам и требуем от них действий. От нас не так-то просто уйти!
Серик СЕЙДУМАНОВ, депутат мажилиса парламента, один из авторов закона об общественных советах:
- Вижу ли я результаты работы общественных советов? Конечно, вижу. По поручению президента в мажилисе парламента создана и продолжает работать в обновленном составе рабочая группа национальной комиссии по модернизации, которая выполняет три функции: мониторинг хода выполнения закона об общественных советах, содействие повышению их потенциала и информирование общества о деятельности советов. Говоря о результатах, можно выделить три блока. Первый блок включает организационное становление общественных советов. Выстроена система отчетов акимов и министров, обсуждения местных и иных бюджетов, успешно внедряются новые формы общественного контроля: мониторинг, слушания, экспертиза и отчет. Второй блок - социально-инновационный: дан новый импульс развитию гражданского общества, выдвижению в председатели и члены общественных советов известных общественных деятелей, внедрению массового творческого подхода к развитию своего региона и общества в целом. Третий блок - сформировалась своеобразная инфраструктура поддержки общественных советов. Мы, разработчики закона, осознанно сделали так, чтобы при реализации закона максимально проявились свобода действий и творческий подход общественности. И эти ожидания сбылись, что особенно заметно на республиканском уровне, в городах Астане, Алматы, в областных центрах. Но в ряде районов и городов страны потребовалось разъяснение положений закона с нашей стороны. Все вопросы, которые потребовали уточнений и детализации, мы планируем внести в типовое положение об общественных советах. Неожиданным для нас оказался вал нормативно-правовых документов, затрагивающих права и свободы граждан, которые необходимо было на местах согласовывать с общественными советами. Остаются на повестке вопросы организационного, проще говоря, финансового, обеспечения деятельности общественных советов, их штатов. Это не снижает потенциал и не уменьшает результаты деятельности общественных советов, но оперативное решение этих вопросов повысит их возможности.
Наши цифры
- 226 общественных советов создано с начала года в 16 регионах страны, в 197 городах и районах, включая Алматы и Астану.
- 70 процентов состава общественных советов должны составлять представители гражданского общества, неправительственных организаций, политических партий, СМИ и эксперты, 30 процентов - представители госорганов.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Опрос в тему
Считаете ли вы работу общественных советов полезной?
- Да, они оказывают влияние и воздействие на власть
- Нет, они только говорят и ничего не делают
- Мне ничего об их деятельности не известно
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz на главной странице в правой колонке
Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Готовы ли вы принять участие в расчистке улиц и дворов от снега?
Да, это наша общая забота, и вместе мы справимся быстрее - 14%
Если мне выдадут лопату и организуют работу, могу и поучаствовать - 21%
Считаю, что чистить снег должны те, кто получает за это деньги из городской казны - 65%