Гидра мелиорации
Казахстанские мелиораторы бьют тревогу: их профильный институт почти с 90-летней историей может обанкротиться в любую минуту. Как выяснилось, некоторые объекты “Казгипроводхоза” уже проданы, десятки миллионов тенге сняты со счета, а большая часть коллектива отправлена в длительные отпуска без содержания. Оставшимся в строю сотрудникам вдвое снизили зарплату, и они уже подыскивают себе новое место работы.
Первый звонок в институте “Казгипроводхоз” прозвучал в феврале этого года: коллектив, насчитывающий 155 человек, не получил зарплату. Его тогдашний руководитель Анатолий РЯБЦЕВ объяснил материальные трудности тем, что управление природных ресурсов и регулирования природопользования Кызылординской области якобы не перечислило 45 миллионов тенге по проекту планировки левобережной части реки Сырдарьи. Но и на следующий месяц работники остались без денег. Так протянулось до конца июля.
- И только летом мы случайно узнали, что деньги из Кызылорды все-таки были нам перечислены в минувшем феврале, - рассказывает Серик МОЛДАЖАНОВ, нынешний председатель правления “Казгипроводхоза”. - Правда, они поступили не на счет института, а на открытый в другом банке нашим юристом Айдарханом КАРАНЕЕВЫМ. Как выяснилось, этот счет он открыл по доверенности, подписанной господином Рябцевым, и буквально в считаные часы после поступления суммы снял все 45 миллионов. Мы начали разбираться…
Кроме обналичивания денег Каранеев умудрился продать несколько помещений института, заложить в банке административное здание “Казгипроводхоза” и успел получить часть вырученных денег - 48 миллионов (здание банк оценил в 220 миллионов тенге). Помещения института Каранеев продавал по доверенности разным людям, получал деньги наличными, но в кассу “Казгипроводхоза” ни одного тенге не внес. Работники стали возмущаться и потребовали от руководства объяснений.
- Однако Анатолий Дмитриевич и главбух открестились и от доверенности, и от причастности к финансовым операциям, проводимым Каранеевым. Я считаю, что без ведома руководителя и главного бухгалтера он вряд ли бы смог продать имущество института единолично - на сегодня общий ущерб, причиненный организации, превысил 177 миллионов тенге, - продолжает Серик Молдажанов.
На внеочередном общем собрании Рябцев попросил время, чтобы разобраться с Каранеевым. Пока разбирался, тот снял со счета еще 15 миллионов, перечисленных управлением сельского хозяйства Алматинской области в качестве аванса за разработку технико-экономического обоснования по орошению Аксуского района.
- На том собрании члены правления выразили недоверие Рябцеву, и он был отстранен от руководства 12 августа этого года. Но спустя всего несколько дней учредил свою фирму - ТОО “Проектный институт “Казгипроводхоз” - и стал переманивать наших работников. Мы отправили жалобы во все инстанции, но нас услышали только в Генеральной прокуратуре, - рассказывает г-н Молдажанов.
Коллективную жалобу главный надзорный орган передал в прокуратуру Алмалинского района Алматы. Там проверили все доводы и, получив подтверждение, возбудили уголовное дело, которое передали для досудебного расследования сотрудникам Алмалинского РУВД. Еще два прокурорских поручения были адресованы руководителю государственной инспекции труда и миграции Алматы Г. КАРАБАЛАЕВУ и руководителю районного управления госдоходов А. БЕКБЕРДИЕВУ.
В ходе следствия были установлены факты неоднократного хищения средств с банковского счета.
- Рябцев говорил, что ничего не знал о делах юриста. Но куда смотрела главбух, под носом которой со счета исчезали десятки миллионов тенге? Самое поразительное, 17 августа после возбуждения уголовного дела Рябцев приехал в РУВД давать показания, а после допроса его признали... потерпевшим (!), хотя к тому времени он уже был отстранен от руководства институтом. Между тем Каранеев не ходил на работу, на телефонные звонки не отвечал и в конце августа был арестован по подозрению в хищении в особо крупном размере, - отмечает Серик Газизович.
На допросах юрист института признал вину, хищения объяснил личными материальными трудностями, но все деньги бесследно исчезли: ни квартир, ни машин на его имя не зарегистрировано, депозитные счета он тоже не открывал.
- Наш институт имеет богатую историю, учрежден в 30-х годах прошлого столетия. Мы проектировали и строили все крупные водные объекты Казахстана: Большой Алматинский канал, Бартогайское водохранилище, Коксарайский контррегулятор, благодаря которому сегодня Кызылорда спасена от весенних паводков. Мы построили защитную дамбу вокруг Астаны протяженностью около 37 километров. Все было хорошо: заказы поступали, мы неплохо зарабатывали. И, видимо, кто-то положил на нас глаз. Мы опасаемся, что, выводя активы, продавая объекты, нас хотят сделать банкротами. Самое важное сейчас - не потерять институт. Я каждый день обещаю работникам, что ситуация выправится, но обещаниями сыт не будешь, - разводит руками Серик Молдажанов.
Связаться с г-ном Рябцевым нам не удалось: его мобильный телефон отвечал лишь длинными гудками...
Тохнияз КУЧУКОВ,фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы