МЦПС “Хоргос”: добро пожаловать в ад!
Когда старый добрый “Казахстан темир жолы” десантом забросил моих коллег в Панфиловский район, чтобы показать, как сейчас работает свободная экономическая зона “Хоргос - Восточные ворота”, я решила изучить эту самую зону, что называется, изнутри - под видом простого бизнесмена, который оказался здесь по своим предпринимательским делам.
Пока приглашенные в пресс-тур журналисты из окон комфортабельного автобуса наблюдали за захватывающей перспективой одного из крупнейших совместных проектов, созданных по инициативе глав двух государств - Казахстана и Китая, я простояла три часа в очереди посреди разъяренной толпы, на своей шкуре испытав полное равнодушие пограничников и таможенников. После суток, проведенных в “свободной” экономической зоне, убедилась воочию: свободой здесь даже не пахнет, зато хаоса и беспредела - хоть отбавляй.
По замыслу создателей СЭЗ “Хоргос - Восточные ворота” она должна была упростить торговые отношения между двумя странами и стать оазисом свободного перемещения товаров и услуг с процветающими торговыми домами, отелями, банками... И все это великолепие по плану бизнеса мы должны увидеть практически завтра. В общем, на бумаге хотели как лучше, а на деле пока что выходит как всегда.
Опустошать мой кошелек начали сразу же у въезда на территорию свободной зоны. Здесь установлены два шлагбаума, принадлежащие МЦПС “Хоргос”.
За первое препятствие пришлось отдать 300 тенге - такую дань берут со всех заезжающих сюда автомашин.
Заплатив запрашиваемую сумму и попросив чек (который мне весьма неохотно выдали после настойчивых требований), отправилась дальше.
За первым шлагбаумом дорога, как говорят в народе, “раздваивается”. Причем тем самым людей делят на две категории - “белых” и “черных”.
“Белые” - это блатные: те, кто имеет связи, кто на короткой ноге с руководством МЦПС “Хоргос”, водят дружбу с таможенниками, пограничниками и, наконец, с полицейскими. Такие могут беспрепятственно пройти пограничный контроль и контрольно-пропускной пункт СЭЗ “Хоргос - Восточные ворота” таможенного поста “Алтынколь” по служебному входу, куда остальным путь закрыт.
“Черные” - которые раз в месяц приезжают сюда за покупками. У них нет никаких привилегий, они весь путь от первого шлагбаума до китайской границы проходят на общих основаниях. Раньше они имели возможность пройти через подземный переход. Но то ли миллионы были не туда вложены, то ли стройка шла как попало... В общем, подземку регулярно топило, и в конце концов ее вовсе закрыли.
Не обращая внимания на огромный “кирпич”, я повернула налево и примерно через 200 метров попала на площадку, которая с недавних пор служит не только стоянкой для автотранспорта, но и местом кучкования очередников, желающих попасть в святая святых - контрольно-пропускной пункт таможенного поста “Алтынколь”. Найдя последнего в очереди и застолбив место за ним, решаю осмотреться.
Вся площадка хаотично усыпана автотранспортом. Тут же рядом бойкие татешки ведут - прямо с пола - бойкую торговлю горячими пирожками и чаем. Поначалу такая антисанитария напрочь отбила у меня аппетит, но после двух часов стояния в очереди пришлось идти на поклон к торговкам.
Очередь напоминает огромную морскую волну, которую шторм разбивает с грохотом о скалы (скалы в этом случае заменяют турникеты). Пока я локтями прокладываю себе путь в очереди, невзрачный мужичок из толпы успевает шепнуть на ухо: я могу пройти через черный ход всего за две тысячи тенге.
- Видите серое здание между двумя переходами? Это асхана. Поднимайтесь на второй этаж, там ждите посредника. Когда наберется достаточное количество людей, он для вас откроет двери, потом проводит в общий накопитель, - сообщил незнакомец, который оказался несуном.
Несуны - это в основном безработные жители Панфиловского района, зарабатывающие на пропитание тем, что помогают перенести через таможню различный ширпотреб местных челноков. За каждый баул берут от 1,5 до 15 тыс. тенге.
- Почему вы сами не хотите воспользоваться этим переходом? - спрашиваю у него.
- Я там должен. Несколько раз проскочил бесплатно, потом меня поймали. Теперь не пропускают, - изложил он свою, видимо, заранее заготовленную легенду.
Направляю изрядно уставшие ноги к черному ходу. В столовой действительно многолюдно. Люди сидят за столами, но не едят. Некоторые ходят взад-вперед. Через 40 минут дверь между столовой и общим накопителем распахивается, и все с энтузиазмом бегут туда. Необъятная женщина, обтянутая китайской спортивкой под Dolce&Gabbana, перегораживает дорогу. И в следующее мгновение, выхватив из толпы по какому-то лишь ей известному принципу горку счастливцев, закрывает дверь перед остальными. Поняв, что здесь ловить нечего, решаю вернуться в очередь на улице.
Когда очередь подходит вплотную к ростовому турникету (его соорудили в прошлом году таможенники как бы для упорядочения толпы), начинается самое интересное. По обе стороны турникета стоят несколько парней. Их задача - загонять людей в железный переход, будто стадо овец.
В переходе скорость движения возрастает - наверное, оттого, что до входа в здание контрольно-пропускного пункта СЭЗ “Хоргос - Восточные ворота” таможенного поста “Алтынколь” рукой подать. Оказавшись наконец во дворе пропускного пункта, толпа на всех парусах несется к зданию. Я решаю идти не торопясь, о чем вскоре приходится пожалеть: те, кто стоял после меня, теперь оказываются впереди.
Предстояло выстоять еще одну очередь - в кассу ТОО “EKO PARK TOUR”, чтобы купить за тысячу тенге билет на автобус, который должен доставить нас до вожделенного МЦПС “Хоргос”.
Получив билет и выстояв еще одну очередь на таможенный досмотр, прохожу фейс-контроль пограничников. Получив заветный штампик в паспорте и пройдя по очередному коридору, наконец-то оказываюсь в автобусе. Впереди... yes, yes, МЦПС!
Здесь пять крупных торговых домов, несколько гостиничных комплексов, офисы, банки. Если ты закупаешь товары, стоимость которых не превышает 1,5 тыс. евро, а вес 50 кг, то можешь спокойно вывозить для личного пользования не чаще одного раза в месяц любую вещь. Она не облагается таможенными пошлинами. А еще на территории действует тридцатидневный безвизовый режим. Сейчас, по неофициальным данным, центр ежедневно посещают от 2 до 5 тыс. покупателей. Наши китайские соседи за 11 лет реализации проекта “СЭЗ “Хоргос - Восточные ворота” успели сделать немало: построить не только торговые точки, но и современный город, где бизнесмены живут полноценной жизнью.
Чего не скажешь про казахстанскую сторону. У нас, кроме одного нового павильона, сооруженного опять-таки совместно с товарищами из Поднебесной, нет ровным счетом ничего... Печально, но факт!
Хотя, если верить руководству МЦПС “Хоргос”, сейчас здесь ведется строительство центральной площади, города ремесленников, конгресс-холла, четырех торговых галерей, открытого рынка, оздоровительного комплекса, торгового центра и трех торговых домов.
Автобус останавливается возле самого крупного - пятиэтажного - магазина “Кинг-Конг”. Здесь продают преимущественно шубы. Если вы приехали за другим товаром, лучше сюда не соваться. В этом случае вам дорога в “Золотой порт”, “Цзьян Юань”, “Чшун Ке” и “Иу”. Тут можно приобрести все: от туалетной бумаги до моторных лодок. Причем до смешного недорого.
Сделав небольшие покупки, возвращаюсь к тому месту, где нас оставил автобус. Там уже собралась толпа.
- Зря стоите, вам надо ехать в торговый дом “Иу”. Теперь пассажиров забирают оттуда, - со знанием дела сообщает моторикша, курсирующий между торговыми домами.
Пока я прикидываю, как быстрее добраться до “Иу”, подъезжает тот самый автобус, который днем привез нас сюда. С трудом пропихнувшись в салон, я тешу себя надеждой: уж автобус точно довезет до таможни. Увы, водитель доставил нас до того самого “Иу” и высадил...
На площадке перед входом в торговый дом яблоку негде упасть. Множество людей с огромными баулами ждут автотранспорт. Периодически подходят типы подозрительной внешности, предлагая помощь в перевозке вещей через таможенный контроль. Тем временем смеркается...
Как только на площадке появляется автобус, толпа бросается к нему, толкая и сбивая друг друга. В это время подъезжает второй автобус, который тоже берут приступом. Тут я вижу в действии так называемых толкачей - еще одно порождение МЦПС “Хоргос”. Эти люди помогают впихнуть тебя с твоим грузом в автобус, разумеется, за деньги.
Здоровенные парни разрезают толпу, как горячий нож масло. Они протискивают своих клиентов буквально по головам других, подминая под себя женщин, детей, стариков. Один из них пролезает внутрь автобуса, другой, увидев это, продвигает к нему челнока, уже заплатившего за перемещение груза. Как только этот счастливчик оказался в поле зрения первого толкача, его в буквальном смысле слова затаскивают в автобус, следом закидывают его сумки.
В этот момент подъезжает третий автобус, и толкачи дружно переключаются на него.
Перспектива пасть “смертью храбрых” в битве с разъяренной толпой мне не улыбается. Обессиленно опускаюсь на свои сумки. Как вдруг - о чудо! - передо мной останавливается четвертый автобус, в который я сажусь без всяких усилий...
Однако быстрого возвращения не получилось. На таможне автобус простоял два часа, пропуская нескончаемую вереницу таксистов...
Разумеется, я помнила о редакционном удостоверении, тихо лежавшем все это время в кармане. Оно, родимое, позволило бы преспокойно избежать этого кошмара.
Но, как, скажите, быть другим - тем, у кого нет заветной ксивы? Теперь, пройдя все круги хоргосского ада, я им искренне сочувствую.
Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото и видео автора, Талдыкорган - Жаркент - Хоргос