Исправленному ездить!
Похоже, казахстанских водителей вскоре ждут очередные перемены. На этот раз за ПДД взялись эксперты, которые на основе исследований предлагают отменить штрафы за незначительные нарушения ПДД, снизить разрешенную скорость до 50 километров в час, пересадить госслужащих в автобусы.
О том, какие еще новшества могут появиться, мы поговорили с директором межведомственного научно-исследовательского института Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре РК, одним из авторов концепции обеспечения безопасности дорожного движения Айдаром САСЕНОВЫМ (на снимке).
Год назад, в ноябре 2015 года, в Астане состоялось расширенное заседание коллегии Генпрокуратуры, на котором обсуждались вопросы, связанные с пассажирскими перевозками и безопасностью дорожного движения. Тогда впервые и зашла речь о необходимости провести серьезное научное исследование, которое помогло бы выявить причины ДТП, происходящих в республике - раньше этим никто системно не занимался.
- Меры по обеспечению безопасности дорожного движения, которые мы применяем сейчас, недостаточно эффективны, - констатирует Айдар Балтабекович. - И это подтверждает ситуация, которая сложилась на дорогах страны. Ни усиление ответственности за нарушение ПДД, ни проведение различных кампаний (месячники, рейды, агитация населения, связанная с правилами безопасного вождения) не приносят нужного результата.
- Давайте конкретно. Штрафы, точнее увеличение их размера. Привело ли это к улучшению ситуации на дорогах? Вы этот вопрос изучали?
- Конечно, этому вопросу мы уделяем особое внимание в нашем исследовании. Его мы обсуждали и на той самой коллегии, о которой уже было упомянуто: еще год назад Генпрокуратура выступила с инициативой снизить штрафы за незначительные правонарушения. И МВД, кстати, нас поддержало. Почему мы вообще об этом заговорили? Доходы населения не столь высоки, и они несопоставимы с размерами штрафов. Мы сравнили нынешние цифры с данными за 2001 год и увидели, что размеры некоторых штрафов увеличились в 25 раз (с 15 000 до 396 тысяч тенге). При этом средний заработок рядового казахстанца возрос всего в семь раз - с 17 000 до 124 000 тенге. Изучили опыт других стран и выяснили, что у них при более высоких доходах наказание за подобные правонарушения в разы меньше. Например, минимальный штраф за превышение скорости в Греции при средней зарплате (в пересчете на нашу нацвалюту) в 337 тысяч тенге - 13 480 тенге, у нас 20 000 при среднем доходе 124 тысячи тенге. В Германии минимальный штраф за такое нарушение - 8000 тенге, в Австрии - 6500, в России - 3000 тенге. Несопоставим и максимальный штраф за превышение скорости: у нас он составляет 80 000 тенге, это почти месячный оклад среднестатистического казахстанца.
При этом взыскивается лишь половина наложенных штрафов (из 14 миллиардов тенге нарушители оплатили только семь). И тут есть еще один очень интересный момент: чем меньше его сумма, тем чаще его отдают добровольно. Самая высокая взыскаемость - 63 процента - за управление машиной без документов. Почему? Потому что это всего 8000 тенге. А вот максимальный штраф - 396 тысяч тенге - оплачивают лишь в 17 случаях из ста. Мы внимательно изучили административное законодательство других стран и пришли к выводу, что у них при более высоком уровне доходов населения размер штрафов адекватен.
- А у нас, получается, неадекватен?
- Да, именно так.
- Вы упомянули важный момент: будут снижены штрафы за незначительные правонарушения.
- Совершенно верно, рабочей группой мажилиса обсуждается ряд поправок в действующий Административный кодекс, которые касаются смягчения наказания по отдельным статьям. Например, есть предложение штрафы за нарушение требований к учебной езде, пользование внешними световыми приборами и аварийной сигнализацией, которые сейчас составляют 10 МРП, заменить на предупреждение, а нарушение правил проезда перекрестка наказывать штрафом в размере три МРП вместо пяти. Наказание для пешеходов, нарушивших ПДД, можно снизить на 30-50 процентов.
Мы, анализируя ситуацию, в первую очередь пытались понять, что мешает человеку соблюдать ПДД. Пробки? Плохие дороги? Широкая проезжая часть, которая провоцирует высокую скорость? Непопулярность общественного транспорта? Факторов очень много.
- Возьмем тот же общественный транспорт: сделать его удобным и популярным среди населения в одночасье не получится. Машин все равно будет становиться все больше. Что в таком случае делать?
- Например, внедрить норму, согласно которой госслужащие должны будут добираться до работы на общественном транспорте, а не на собственных авто. Это принцип группового передвижения, который значительно снизит количество автомобилей в городах. Конечно, мы не можем ввести его сразу - сначала апробируем в одном из городов...
- В Астане, например?
- Да, или в Алматы - мы пока еще не решили. Но такое предложение у нас есть.
- Еще, насколько я знаю, вы предлагаете снизить до 50 километров в час максимально разрешенную скорость в населенных пунктах.
- Совершенно верно. Мы уже обсуждали этот вопрос на одной из рабочих групп, и сначала коллеги отнеслись к нашему предложению скептически: мол, и так заторы, а вы... Но ведь дело не в пробках. При скорости 50 км/ч на восемь метров сокращается тормозной путь автомобиля - фактически это граница между жизнью и смертью. Вот о чем нужно думать. Кстати, коллеги постепенно меняют отношение к этому. В зонах риска, вокруг школ, например, мы предлагаем ввести норму, позволяющую разгоняться только до 30 км/ч. В некоторых странах есть требование, чтобы автобусы и грузовики при подъезде к перекрестку снижали скорость до 40 км/ч. Мы считаем, что можно перенять и этот опыт. Внедрить европротокол, когда при мелком столкновении водители смогут самостоятельно вызвать страхового агента и решить вопрос без участия полиции. В 2011 году МВД поднимало эту тему, но тогда правительство нас не поддержало. Теперь будем снова об этом говорить. В пилотном режиме начнем оборудовать островки безопасности на дорогах, сужать проезжую часть и углы поворота - все это так называемые системы успокоения движения.
- Вам не кажется, что людям будет очень сложно перестроиться? Где-то в Европе такие правила действуют изначально, нам же придется ломать сложившуюся десятилетиями систему дорожного движения.
- Мы это понимаем, но и люди тоже должны осознать: чтобы улучшить ситуацию с безопасностью на дорогах, мы должны использовать лучший опыт зарубежных стран. Это неизбежно. Да, придется к чему-то привыкать. Но те же европейцы, полвека назад столкнувшиеся с подобными проблемами, внедряли все эти меры и смогли добиться серьезных результатов, в разы снизив показатели погибших в ДТП. Все эти изменения нужны в первую очередь нам самим. Простой пример. По статистике в 90 процентах случаев ДТП происходят по вине водителей. Мы стали копать глубже и обнаружили, что есть нарушения, например превышение скорости, за которые к ответственности в основном привлекают молодых людей, мужчин в возрасте от 18 до 29 лет. Что это? Юношеский максимализм? Не только. Основная причина - некачественное обучение в автошколах, без которого с недавних пор вообще можно обойтись. Кстати, мы возражали против предоставления возможности сдавать на права без обучения в автошколах. Нельзя было этого делать. Наоборот, нужно усиливать контроль за их деятельностью, менять стандарты обучения и передавать их в структуру МОН. Обязательно ввести в таких школах должность психолога, который на начальном этапе будет отсеивать курсантов, склонных к агрессивной езде - доказано, что на это влияют именно психологические факторы. И самое главное - нужно усложнить процедуру сдачи экзаменов на получение водительских прав: выстроить систему так, чтобы их могли получить только самые лучшие.
- Звучит, конечно, хорошо, но фантастически...
- Я понимаю ваш скепсис. Но чтобы избежать проблем в дальнейшем, нам сейчас нужно учесть все моменты. Мы будем активно обсуждать концепцию с общественностью - нам важно знать мнение обычных людей. В стране должен появиться единый план действий, который учитывал бы интересы всех сторон - над этим мы и работаем. Наше исследование близится к завершению. После его окончания мы должны будем принять целый пакет мер и внести поправки в законодательство. 21 ноября состоится презентация этой концепции, а потом мы будем работать над ее внедрением. Наша цель - снизить смертность от ДТП в Казахстане с 15 человек на сто тысяч населения до шести. При благополучном стечении обстоятельств на этой уйдет лет пять - мы планируем реализовать концепцию до 2021 года. За это время должно быть пересмотрено законодательство и утвержден четкий план действий.
Только цифры
- С 2011 по 2015 год в Казахстане в ДТП погибли 13 тысяч человек (среди них более пяти тысяч пешеходов).
- Ранено более 25 тысяч человек.
- Экономические потери от ДПТ за 2014 год суммарно равны 1 триллион 54 миллиарда тенге.
- Если не принять меры, до 2022 года количество погибших возрастет до 21 тысячи человек, раненых - до 266 тысяч, что эквивалентно 19% ВВП 2012 года.
Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА и из архива Айдара Сасенова, Алматы