Вахтёр не дремлет!

Как актюбинцы проявляют гражданскую бдительность
В Актобе, пять месяцев назад пережившем страшный теракт, довольно спокойно. О том, что минувшим летом целую неделю небольшой город на западе страны держал в напряжении не только всю республику, но и близлежащие страны, нынче напоминает разве что транслируемый с утра до вечера на местном телевидении 30-секундный видеоролик. Он призывает население к постоянной бдительности, тем более что в стране (если кто забыл) сохраняется “желтый” уровень террористической угрозы. Видеоуроки не прошли даром, в чем убедился корреспондент “Времени”.
-К нам постоянно, как минимум два раза в неделю, обращаются люди с сообщениями о бесхозных сумках или пакетах, обнаруженных в той или иной части города. Понятное дело, люди боятся, - говорит заместитель начальника ДЧС
Актюбинской области Кайрат КАСЫМ. - Пока опасения горожан, к счастью, не подтверждаются.
Если вам не нужно позарез в госучреждения, то лучше вблизи них и не прогуливаться. Областной, городской акиматы, здания судов, прокуратуры, полиции, департамента КНБ и прочие особо важные объекты охраняют люди в бронежилетах и с автоматами. При входе в эти учреждения установлены специальные рамки, автотурникеты, у посетителей тщательно проверяют сумки, документы, “освещают” металлоискателями самих визитеров. А в ветлаборатории охранники даже патруль запросто вызовут, если машину у здания не так припарковал.
При этом в областном ДВД укрепили ограждения: имеющийся металлический забор вокруг здания обшили еще профлистом. Этому же примеру последовал военный институт Сил воздушной обороны имени Талгата Бегельдинова, расположенный в Актобе. А с внутренней стороны ворот ДВД, ДКНБ, воинской части 6655 Нацгвардии и других объектов появились железные преграждающие установки на случай, если забор захочет протаранить какой-нибудь безумец на транспорте. Но дальше всех в плане самообороны решило пойти руководство местных органов нацбезопасности, перекрывшее для движения прилегающую к зданию департамента улицу Кобландина. Однако после возмущенных жалоб горожан ограждения исчезли.
Попасть просто так практически невозможно даже в детсад или школу. Передать через пассажиров поездов или самолетов пакеты или конверты знакомым в другие города тоже весьма проблематично - мало кто согласится выручить вас даже за деньги! И это все, в общем-то, тоже объяснимо: там - дети, здесь - безопасность.
Правда, возникает вопрос: а как ее блюдут организации, не считающиеся особо важными гособъектами, но в которых тоже наблюдается скопление людей? Оказывается, все очень просто. Там, где нет специализированной охраны и прочих защитных прелестей, есть не менее грозные… технички, вахтеры и сторожа, старательно штудирующие специальные методические рекомендации по обеспечению антитеррористической защищенности, разработанные МВД страны. Более чем на 40 листах подробно рассказывается, как необходимо обезопасить себя и других людей внутри помещения.
В областной универсальной библиотеке имени Сактагана Баишева нет металлоискателей, рамок и прочих вычисляющих опасные средства устройств. Зато на входе - грозная женщина-вахтер, которая, как выяснилось, способна заменить десять сигнализаций. Она тоном, не терпящим возражений, потребовала у меня документы и доложить цель визита, а узнав, что я забыл читательский билет, вахтер решила, что делать мне в библиотеке нечего.
- У нас и без июньских событий сплошной “уровень угрозы”. Весь прошлый год, к примеру, мы боролись с одним посетителем, который, проникнув внутрь, то носки развешивал, то камни из кармана вытаскивал и раскладывал их на читальных столах, - пояснила директор библиотеки Несибели ЖУМАГУЛОВА. - К тому же мы расположены рядом с магазинами, и к нам часто заглядывают “не те”. Поэтому стараемся уже на входе отличать читателей от “нечитателей”.
Не удалось мне проникнуть и на территорию СДЮШОР по плаванию. Хоть я и прикинулся одним из родителей, ожидавших в так называемом предбаннике бассейна своих детей с тренировок, дальше порога меня не пустили.
- Извините, но мне очень срочно нужно в уборную! - начал я “зомбировать” вахтера у входа. - Если надо, я заплачу…
- У нас - анти-тер-рор! - отчеканила женщина так громко, что гул в предбаннике тут же стих.
- У меня больной мочевой пузырь, - перешел я на шепот. - Я буквально…
- Нет! - еще громче заявила женщина и потянулась к прислоненной к стене швабре.
Не менее сокрушительный провал ожидал меня и в школе боевых искусств “Сань Гуань”. Стоило мне открыть дверь, как мой взгляд приковали три красных предупредительных плаката, один из которых вопил: “Если незнакомец у вас вызывает подозрение, незамедлительно звонить на “102”!” Здесь ни в уборную не удалось пройти, ни трубку телефона выпросить, чтобы вызвать такси.
- Мы сами звонили в ДКНБ, чтобы узнать, как нам вести себя после июньских терактов. Нас проконсультировали прямо по телефону. Мы интересовались, нужно ли спрашивать разрешения на предупредительную вывеску. Оказалось, инициатива ненаказуема, поэтому мы всюду, куда падает взгляд, развесили плакаты с соответствующими надписями, - рассказала администратор школы ушуистов Елена ПРОКОПЕНКО.
Интересным выдался эксперимент на городском Центральном рынке. Несмотря на толкучку, затеряться в толпе мне не удалось. После
пятиминутной прогулки по закоулкам бутиков ко мне стянулись настороженные охранники рынка. Причем держались на расстоянии.
- У нас установлено более 150 видеокамер слежения с большой оперативной памятью для записи. За всем происходящим в реальном режиме следят специальные сотрудники. По поводу количества охранников сказать не можем - секрет, - сообщили в администрации рынка.
А вот в Областном драмтеатре имени Тахауи Ахтанова меня чуть не побили. Парадные входы здесь открывают лишь во время спектаклей, так что пришлось довольствоваться служебным входом.
- Вам куда?! - раздался воинствующий женский голос.
Ни здрасьте, ни до свидания.
- Вообще, я из газеты, - почему-то вдруг захотелось сразу сознаться.
- Ну и что?! Стойте где стоите! Кого надо - вызовем! У нас сейчас “желтый” уровень! - отчитала меня вахтер.
Тут я неожиданно (в том числе и для себя!) рванул по лестнице вверх. Апашка догнала меня в два счета и, едва не порвав пуховик, начала голосить. На крик выскочил даже сам директор драмтеатра Нурлыбек ЖУБАТКАН:
- Кузетовцев у нас нет, зато есть сторожа, вахтеры, администраторы. А еще - 17 видеокамер. Всех проинструктировали. Тяжело приходится особенно во время спектаклей - за всеми нужен глаз да глаз.
После того как директор театра запросил у меня редакционное задание, я пришел к мысли, что с экспериментами необходимо закругляться.
Правда, напоследок решил не отказать себе в удовольствии - зашел в первое попавшееся кафе, а в нем отмечали день рождения. Уверенно прошагав по холлу и со всеми радостно здороваясь, я сдал одежду в гардероб и уселся за крайний стол. Ко мне тут же подбежал официант и начал расставлять столовые приборы.
- Вы коллега Данияра? - спросили сидевшие за столом гости.
- Мы друзья, - улыбнулся я, и на этом интерес окружающих ко мне пропал.
Дома еще раз пролистал методические рекомендации по обеспечению антитеррористической защищенности. Про увеселительные заведения там не было ни слова…
Антон МОЛДИН, фото Азамата НАСЫРОВА, Актобе

