3920

Вы там потерпите, ничего!..

Сотни алматинских инвалидов стали заложниками равнодушных чиновников, не спешащих обеспечить их протезами

Татьяна КАЛАТАЕВА (на снимке) не из тех, кто ходит по инстанциям и просит о помощи. Она привыкла все делать сама: работать, растить детей (а теперь и внуков), лазать по крышам, чтобы починить кровлю. И все это - с одной ногой! Так было всегда, но последнее время активной по натуре женщине жить стало намного труднее...

Потеряв ногу в результате травмы еще в 14-летнем возрасте, Татьяна приспособилась жить и работать с протезом. Вот и в редакцию нашей газеты она пришла своим ходом (хотя могла попросить нас приехать к ней домой), несмотря на то что ей вот уже полгода трудно и больно передвигаться.
- Весной я тяжело болела и много времени провела без движения. Из-за этого слегка прибавила в весе, - рассказывает женщина. - А когда выздоровела и хотела продолжить активный образ жизни, возникла серьезная проблема: распухшая в месте ампутации ноги культя не входила в протез, который я ношу уже два года. Их для нас, инвалидов, изготавливают каждому индивидуально. Приходилось недоедать, чтобы похудеть, перетягивать культю эластичным бинтом, втискивать в протез... Вот шла к вам и все боялась: буду переходить дорогу, а культя вдруг выскочит из протеза - как мне ее туда посреди проезжей части обратно засовывать? Раздеваться, обкручивать бинтами? Почему нам приходится так унижаться и выпрашивать для себя все эти средства необходимости?! - горестно вздыхает Татьяна.
По словам Татьяны, такая проблема возникла у нее впервые. До сих пор обычные протезы для алматинских инвалидов на протяжении почти 80 лет изготавливал один и тот же протезно-ортопедический завод, но в этом году госзаказ отдали частной турецкой фирме, с которой профильное ведомство - управление занятости и соцпрограмм акимата Алматы - через какое-то время расторгло договор.
- Мой протез был почти готов, оставались некоторые детали, как пояснил мне мастер, - продолжает Татьяна. - А потом мне сообщили, что фирма больше не работает. В августе я обратилась в наше управление, поинтересовалась, сколько мне ждать. “До октября, - ответили мне, - а там проведем новый тендер”. Не помню имя того специалиста, который меня принимал, но я ему тогда так и сказала: “А вы купите своей жене с 40-м размером ноги обувь 36-го, попросите ее походить в ней хотя бы пару месяцев. Согласится ли она?” Я просила выдать мне неготовый протез, выделить деньги на детали, чтобы я доделала его у знакомого мастера. Но мне отказали: мол, так не положено.
Ортопедическую обувь с мая ждет и председатель Союза организаций инвалидов Казахстана Али АМАНБАЕВ.
- Ко мне обращались с жалобами и другие инвалиды. Дело тут не только в поисках крайнего. В последние годы республиканский протезно-ортопедический завод приобретал для изготовления протезов кожу все более худшего качества. И завод в этом не виноват, ведь власти ему указывают, где и по чем закупать кожу и запчасти на протезы. У частной турецкой компании, выигравшей тендер, кожа была отличная, и они почти выполнили заказ, но возникли какие-то проблемы с документами. Почему все это не выяснилось на стадии госзакупок и оформления заказа, мне неизвестно.
С одной стороны, может, и правильно, что изготовление протезов вывели на рынок, создали конкуренцию. Но с другой - все это получилось очень непродуманно! На подготовку каждого тендера уходит примерно месяц, еще несколько месяцев - на изготовление самих протезов и обуви, - резюмировал свой комментарий раздосадованный Али Адильдаевич.
Я позвонила в управление занятости и соцпрограмм акимата Алматы, попросила специалиста, снявшего трубку, представиться и прокомментировать ситуацию. В ответ мне сначала сообщили: так, мол, и так, скоро будет новый тендер. А потом недовольным тоном посыпались вопросы: “А с какой стати вы спрашиваете? Где ваш официальный запрос? Вот пришлете его, там и будет указано и имя, и должность с подписью - все как положено!”
Вскоре на мой запрос по электронной почте с е-адреса “Отдел по работе с инвалидами г. Алматы, zan_inv@mail.ru” пришел ответ. Но не на официальном бланке. К тому же без чьей-либо подписи. Называя вещи своими именами, это форменная анонимка. Видимо, ответ налагает определенную ответственность, которую... никто не хочет на себя брать!
Так вот, анонимный автор уполномоченного госведомства подтвердил все, что мне удалось узнать из разговоров со своими собеседниками о том, почему инвалиды оказались в трудной ситуации. Добавлю лишь, что заключенный в апреле договор с фирмой - производителем протезов (ею оказалось ТОО “Медикеа ИИС”) был расторгнут уже в мае из-за “нарушений, выявленных по результатам камерального контроля”, а в конце октября должен был завершиться новый конкурс по госзакупкам на изготовление протезов.
В письме также сообщается, что Татьяна Калатаева “числится в списке инвалидов, нуждающихся в протезах по новой технологии” и новый исполнитель госзаказа изготовит ей протез бедра с коленным модулем.
Но больше всего зацепило другое. Мы в редакции ознакомились со сроками предоставления им государством протезно-ортопедической помощи (утверждены приказом министра здравоохранения и социального развития республики от 22 января 2015 года № 26, по тексту выделено мной):
“- шинно-кожаные, комбинированные протезы, ортопедические аппараты заменяются после того, как пришли в негодность, но не ранее чем через год со дня их получения;
- замена комплектующих узлов и изделий в составе протезов ниж­них и верхних конечностей, изготовленных по современной технологии, производится не ранее чем через три года, для детей-инвалидов - не ранее чем через два года со дня их получения;
- замена протезов грудной железы, ходунков производится через два года, тростей и костылей - не менее чем через год со дня их получения.
Инвалидам, получающим одно­временно два протеза верхней или нижней конечности (основной и запасной или основной и рабочий), производится их замена не ранее чем через два гарантийных срока”.
Таких людей с ограниченными возможностями, как Татьяна Калатаева и Али Аманбаев, получающих от государства протезно-ортопедическую помощь, только в Алматы насчитывается около 2000 человек. И среди них есть, к сожалению, дети, которые в отличие от взрослых, как известно, растут, причем многие - очень быстро, едва ли не по дням. Но и им, бедняжкам, получается, приходится ждать протез или ортопедическую обувь годами! А тут еще такая накладка...
Но вернемся к нашей истории. Увы, в письме “вежливых” чиновников управления занятости и соцпрограмм не указаны даже приблизительные сроки, когда люди, ставшие заложниками чиновничье-тендерных процедур, смогут получить или заменить протезы. Кстати, многие из них звонили в редакцию и просили о помощи, но лишь единицы называли себя, боясь, что вообще останутся без протезов и обуви, если будут открыто ругать власти.
Узнав об этой проблеме, президент общественного фонда “Аман-саулык” Бахыт ТУМЕНОВА не скрывала эмоций:
- В Казахстане постоянно остро стоит проблема обеспечения больных лекарствами, закупаемыми на бюджетные деньги, нуждающихся граждан - в госпомощи. То деньги не перечислили, то тендер задержали, то медпрепаратов на всех не хватило. Заложниками таких ситуаций становятся не только инвалиды, больные люди и их родственники, но и рядовые врачи, и соцработники - ведь к ним вынуждены снова и снова обращаться те, кто вовремя не получил помощь от государства. Видимо, чиновники, из-за нерасторопности или вообще халатности которых страдают больные или немощные люди, просто не понимают, кто такие инвалиды, не знают суровых реалий их жизни! Как с этим бороться? Таких горе-руководителей, считаю, нужно безжалостно наказывать - вплоть до увольнения!

Из досье

- Начальник управления занятости и социальных программ акимата г. Алматы Айгуль АХМЕТОВА, руководитель отдела по работе с инвалидами и ветеранами Лаура АБЖАНОВА.
- По информации этого управления, для оказания протезно-ортопедической помощи нуждающимся алматинцам в текущем году из местного бюджета выделено 97,436 млн. тенге.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА,Алматы

Когда материал готовился к печати

Татьяне Калатаевой позвонили из городского управления занятости и соцпрограмм и сообщили: состоявшийся в первых числах ноября тендер на изготовление протезов выиграл тот самый республиканский протезно-ортопедический завод, но денег на выполнение соответствующего госзаказа выделили мало. Поэтому женщину попросили как можно скорее взять в ТОО “Медикеа ИИС” справку о том, что протез она не получила, и доставить ее в управление - тогда есть шанс получить его в числе первых. Однако Калатаеву эта новость не особо обрадовала:
- Все это затянется еще на несколько месяцев. Думаю, что так и встречу Новый год без протеза...

Поделиться
Класснуть