Правила дорожного кормления
Наш корреспондент попытался выяснить, почему так толком и не заработала новая спецполоса для общественного транспорта на улице Толе би в Алматы, введенная еще две недели назад.
Понедельник, 31 октября. С момента запуска “выделенки” по Толе би прошла ровно неделя. Езжу по этой улице практически каждый день - больших изменений не замечаю.
Вторник, 1 ноября. Решаем проехать по Толе би и посмотреть, как функционирует выделенная полоса. Для чистоты эксперимента сначала заруливаем на проспект Райымбека, на котором автобусная разметка появилась еще летом. “Выделенка” здесь, надо признать, работает. Хотя на загруженных участках, например на пересечении с улицей Мате Залки, можно спокойно выставлять патрули и “стричь” штрафы - водители через одного выезжают на полосу для общественного транспорта. Но, как оказалось, это всего лишь цветочки, по сравнению с тем, что мы увидим на улице Толе би. Заезжаем на нее с Яссауи. И сразу отмечаем: буква “А”, обозначающая полосу для движения автобусов и троллейбусов, на асфальте нарисована, а самой разметки нет.
- Наверное, краска закончилась, - грустно шутим мы.
Раз нет сплошной линии - значит, можно заезжать, а потому вдоль дороги рядком стоят припаркованные автомобили. Причем везде. Даже там, где “сплошная” аккуратно прорисована. Автобус, в след за которым мы пристраиваемся, вынужден выезжать со своего законного ряда и двигаться на общих основаниях - стоящие машины мешают. Такая картина здесь не редкость. Там, где автомобили парковались до нововведения, стоят здесь и сейчас. Кстати, изначально речь шла о том, что спецполосу не будут наносить на самом проблемном участке Толе би - в районе рынка “Тастак”, и на узких участках, например возле улицы Муратбаева и проспекта Сейфуллина. Но она здесь все-таки появилась. Правда, это не значит, что она заработала. В районе “Тастака” разметка порой выглядит как издевка над водителями общественного транспорта. Да, там, где позволяет место, поставили знаки, разрешающие парковку только вдоль обочины, но непотопляемые “зеленые” жилеты по-прежнему загоняют всех елочкой - так и машин больше, и денег за “бесплатную” стоянку. Да, висят таблички “Полоса для движения общественного транспорта”. Но всем на них наплевать. А что же полицейские? Их, куда-то спешащих по своим делам, мы видели всего один раз. Ни в “Тастаке”, ни в других районах, где спецполоса по-прежнему выполняет роль парковки, никаких попыток навести порядок замечено не было. Может, мы время не то выбрали?
Среда, 2 ноября. Звоню начальнику управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Максуту ИСАХОВУ (на снимке).
- Вы знаете, как работает выделенная полоса на Толе би? - спрашиваю.
- Плохо, да?
- Это мягко сказано. Вы что-то собираетесь делать? Я молчу про то, что с момента ее запуска пошла вторая неделя, а разметка до сих пор нанесена не на всех участках.
Он тут же набирает ответственного за нанесение спецполосы. Тот ссылается на ремонт дороги в некоторых местах, недостаток времени и непогоду.
- Срочно все доделайте! - командует Исахов.
- Скажите, у вас был комплексный план, в котором бы четко было прописано, кто и что будет делать, чтобы “выделенка” заработала?
- Конечно, такой план есть. В частности, полицейские в течение первых десяти дней должны были поставить на этой улице 13 экипажей, на четвертые сутки (первые три дня ограничиваясь предупреждением) должны были начать штрафовать нарушителей. Мы с ДВД работаем каждый день, но... Сейчас буду разбираться с ними.
Перезваниваю через несколько часов.
- Завтра в восемь утра я и заместитель начальника местной полиции выйдем в рейд по Толе би. Я уже договорился, - сообщает чиновник.
Четверг, 3 ноября. Снова связываюсь с Максутом Исаховым.
- Вы выезжали в рейд?
- Да, выезжали, выявили кучу нарушений. Выяснилось, почему в начале недели полицейские работали не так активно: оказывается, среди населения стала распространяться информация о том, что патрульные зарабатывают деньги, дежуря вдоль Толе би. На этой неделе там по договоренности с руководством работала служба внутренней безопасности. С пятницы улица Толе би будет условно поделена на два участка: южный и северный - там будет усиленный контроль. Он не прекратится до тех пор, пока водителей не приучат ездить и парковаться по правилам. В субботу утром вместе с представителями СМЭУ мы еще раз проедем вдоль этой улицы и посмотрим, везде ли есть “выделенка” - приведем все в порядок.
Пятница, 4 ноября. Снова выезжаем по тому же маршруту, чтобы проверить, как изменилась ситуация после вчерашнего рейда. Стараюсь найти отличия, но их практически нет. Машины по-прежнему припаркованы елочкой там, где должны стоять вдоль обочины. На проблемных отрезках, например в районе улицы Байтурсынова (здесь сосредоточено сразу несколько крупных медклиник) автомобили практически полностью занимают спецполосу. На некоторых участках в “Тастаке” машины загнали на обочину, но в целом картина здесь по-прежнему ни ахти какая. Кстати, о полицейских. Заметили мы только двоих - на улице Масанчи, один из которых выписывал протокол, правда, не знаю, за какое именно нарушение. Видели одну патрульную машину - она проехала мимо. Ни одного эвакуатора, ни стражей дорог, наводящих порядок на проблемных отрезках, в наше поле зрения не попало. Видимо, мы опять приехали не в то время.
Кстати, все эти дни я пыталась связаться и с руководством местной полиции, чтобы выслушать их доводы. Но, увы, все телефоны либо не отвечали, либо были отключены.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы