Золушка с улицы Шагабутдинова
Станет ли страшная быль маленькой Жанель сказкой со счастливым концом?
Шокирующая история в Алматы: мать избила свою маленькую дочь до полусмерти, а когда соседи позвонили полицейским, заперла ребенка в квартире и сбежала. Стражам порядка пришлось вызывать вместе со “скорой” и аварийную службу, чтобы вызволить из заточения девятилетнюю Жанель ТОРЕЖИГИТ. Девочку в критическом состоянии (черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, гематомы по всему телу) увезли в больницу. Горе-мамаша вернулась в уже опечатанную квартиру через сутки. Там ее задержали и водворили в изолятор временного содержания.
Мы отправились по адресу трагедии на улицу Шагабутдинова.
- Они жили вдвоем, - рассказывает хозяйка соседней квартиры пенсионерка Людмила. - Мать Жанель - Асель ТОРЕ говорила: папа девочки живет за границей. Сама Асель в долгах как в шелках, я видела их квитанции с долгом в 300 тысяч тенге за комуслуги. Всю свою злость она вымещает на дочери... Каждый день в девять вечера Асель уходила на какую-то ночную работу, дочка оставалась одна. А когда мать возвращалась домой - примерно в два-три часа ночи, она поднимала кроху, начинала кричать на нее и бить: то пол Жанель не помыла, то вещи не постирала... Прямо как Золушка... У нас общая стена - все слышно. Однажды она избила девочку, заперла ее в ванной, выключила там свет, а сама уехала. Жанель так страшно кричала, что прибежали жители аж из соседнего подъезда. В последний раз, когда девочку увозила “скорая”, я спросила полицейского, что с ней. Он ответил: у нее шла кровь из уха...
Никто из соседей не мог спокойно смотреть на то, как ребенок постоянно ходит в синяках и ссадинах - писали заявления и в полицию, и в прокуратуру. Это дело взяла на контроль межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при акимате Алматы по Алмалинскому району.
- На одной комиссии была и я, - продолжает рассказ Людмила. - На заседании должна была присутствовать мать Жанель, но она так и не появилась. Ее ждали 20 человек! Пришлось проводить заседание без нее. А через три дня снова услышала крики через стенку...
Спрашивается, каким образом эта самая межведомственная комиссия собиралась защищать ребенка? Ведь несчастной девчушке требовалась не просто защита, а защита от собственной матери! Тем не менее члены комиссии назначают на конкретную дату (12 мая) “профилактическую беседу” с врачами Республиканского центра психиатрии, психотерапии и наркологии не самой Асель (что в такой ситуации было бы вполне логично), а объекту ее истязаний - маленькой Жанель! Чем вообще занимались комиссионные светила добрых полгода (начиная с весны), если в итоге Жанель оказалась избита до полусмерти?!
- Когда-то Асель хотела нанять меня няней для девочки, но я по состоянию здоровья отказалась, - продолжает соседка. - При этом я сказала: пусть Жанель приходит ко мне просто так - денег не возьму. Сколько могу, столько с ней и побуду. Мы с ней часто ходили гулять в парк. Несмотря на “бедственное” материальное положение, все соседи отмечают: одевалась Асель шикарно, водила иномарку, тогда как ее дочка постоянно недоедала - почти каждый вечер ужинала у меня...
- Дома ее совсем не кормили?
- Когда пришли представители комиссии, они увидели пустой холодильник. Чем ее кормила Асель и кормила ли вообще - не знаю. Другая соседка, приютившая Жанель на вечер, когда та осталась без ключей от своей квартиры, потом удивлялась: ребенок ел и никак не мог наесться... Все мы опасаемся и за психическое здоровье девочки: Жанель уже начала воровать в школе деньги, а в последний раз украла куртку у мальчика и на следующий день пришла в ней же в класс... Разве это нормально?
Ольга ЗАХАРОПУЛО, чья квартира в соседнем подъезде (именно она прибежала на крики Жанель, запертой в ванной), показывает нам с фотокором целую папку документов.- Вот классный руководитель Г. МАМЕДОВА в своей объяснительной начальнику УВД Алмалинского района пишет: “Торежигит Жанель переведена в мой класс 24.01.2016 г. Спустя месяц медицинским работником и мной были зарегистрированы следы побоев у Жанель, а именно на лбу с правой стороны и на щеке. Затем, спустя время, 12.03, мы вновь заметили на лице ребенка синяки - на правой щеке и на веке. Со слов Жанель, оба раза мама избила ее зарядным устройством за то, что она не успела своевременно прибрать в квартире”. Медсестра Н. ИБРАЕВА 29 февраля этого года писала директору школы: “При визуальном осмотре у ученицы 3-го “В” класса Торежигит Жанель на лбу с правой стороны синяк и на щеке с правой стороны тоже синяк примерно 2 x 2 см”. Второй отчет школьного медика от 5 мая: “У Жанель обнаружены отечная щека с правой стороны и синяк размером 3 x 2 см, над бровью тоже ссадины”.
- Бедняжка ходит в синяках, она запугана матерью, от которой постоянно слышит: “Ори громче, если хочешь в детдом!” - возмущается Ольга Николаевна.
Поговорив с соседями, мы отправились в школу-гимназию № 8, где учится малышка. Однако социальный педагог С. МАКИШЕВА, копии объяснительных которой приобщены к делу девочки, после консультаций с руководством школы от общения с нами отказалась.
- Мы не можем давать вам информацию без разрешительной бумаги из управления образования, - заявили нам в учительской.
А ведь мы не собирались искать в “очаге просвещения” каких-то страшных секретов - хотели просто расспросить педагогов, что они думают о своей ученице, как оценивают ее душевное состояние, успеваемость. Ну и заодно подтвердить (или опровергнуть) слова соседей Жанель, утверждающих: после того как эта жуткая история стала достоянием гласности, школьную медсестру Ибраеву уволили.
...Сейчас Асель Торе находится в ИВС, следствие инкриминирует ей статью 140, часть 2, УК (ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию детей).
- Будет назначена судебно-медицинская экспертиза для установления степени тяжести повреждений, нанесенных ребенку. Будет выясняться, насколько вменяема и сама мать, - сообщила руководитель пресс-службы ДВД Алматы Салтанат АЗИРБЕК. - Эта семья была внесена в комиссию по делам несовершеннолетних еще летом, фактов телесных повреждений не было выявлено, но соседи слышали крики. Тогда женщина была привлечена к административной ответственности, с ней проводили профилактические беседы. Однако от соседей поступил новый сигнал. Спасибо им: если бы не они - неизвестно, была бы жива девочка...
Что будет с бедняжкой после выписки из больницы? Этот вопрос еще не решен. Ювенальные полицейские настаивают на лишении ее матери родительских прав. Соседи говорят: завуч школы-гимназии № 8 нашел какую-то дальнюю родственницу Жанель, и та готова принять ребенка на воспитание.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА и предоставлено соседями, Алматы