Тепло ли тебе, девица?
Новый отопительный сезон - старые проблемы
“А у вас уже подключили тепло?” - самый популярный вопрос, которым обмениваются горожане в октябре. На него можно даже не отвечать: обо всем ясно говорят красные шмыгающие носы...
Еще в начале месяца на селекторном совещании первый заместитель премьер-министра Казахстана Аскар МАМИН подчеркнул, что в Актюбинской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской областях ситуация по подготовке жилого фонда к отопительному сезону складывается неблагополучно. Не готовым к зиме оказался Шымкент - из-за огромных долгов в 1 миллиард 600 миллионов тенге на ТЭЦ отказались поставлять газ. В Темиртау на ТЭЦ-2 АО “АрселорМиттал Темиртау” капитальный ремонт котла №1 завершат только в ноябре текущего года, а пока город остается без резервного запаса. Не было должного запаса угля и мазута для отопительного сезона и в Семее. По поручению главы правительства Бакытжана САГИНТАЕВА на подготовку к отопительному сезону было выделено 1,9 млрд. тенге! В основном эти деньги пошли на покупку угля и мазута для регионов, которые не успевают подготовиться к зиме из-за долгов и нехватки топлива.
Вице-министр энергетики Бахытжан ДЖАКСАЛИЕВ в ответе на наш вопрос, что ждет зимой неподготовленные регионы, успокоил: на ТЭЦ в Шымкенте возобновлена поставка газа, проводятся работы по замене автотрансформатора АТ-2, на ТЭЦ-2 АО “АрселорМиттал Темиртау” капитальный ремонт котла №1 планируется завершить до 9 ноября для обеспечения резерва основного оборудования, а в Семее на ТЭЦ-1 ГКП “Теплокоммунэнерго” уже создан необходимый запас топлива.
По информации Министерства энергетики, отопительный сезон начался уже в Акмолинской, Северо-Казахстанской, Актюбинской, Павлодарской, Костанайской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской областях, в Астане и Алматы.
Если платить нечем
Среди должников много вполне состоятельных горожан, которые могут оплатить услуги теплоснабжения, если захотят. А вот для малообеспеченных граждан, которые и рады бы платить, но живут впроголодь, есть реальная возможность снизить расходы на оплату коммунальных услуг, оформив жилищную помощь. В каждом городе маслихаты утверждают свои правила предоставления жилищной помощи, которые, впрочем, мало чем отличаются друг от друга. Так, например, в Алматы, по информации управления занятости и социальных программ города, получателями этого адресного пособия являются малообеспеченные граждане, чьи расходы на оплату содержания жилища и потребления коммунальных услуг в пределах установленной социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг превышают 10-процентную долю совокупного дохода (то есть общей суммы доходов семьи) за квартал, предшествующий кварталу обращения за назначением жилищной помощи. Однако из-за недостаточной информированности или бумажной волокиты малообеспеченные граждане часто упускают эту возможность, особо актуальную в период отопительного сезона.
Должникам закон не писан?
С каждым годом количество злостных неплательщиков за тепло и горячую воду не уменьшается. Коммунальщики и управленцы изобретают все новые способы воздействия на должников. Вывешивать их списки в подъездах и обнародовать в СМИ давно уже стали по всему Казахстану. В южной столице, где за тепло задолжали в общей сложности 2 миллиарда тенге, руководитель управления энергетики и коммунального хозяйства Алматы Ермек УСЕНБАЕВ совместно с КСК и органами внутренних дел предлагает выяснять доходы, место работы должника, заявляться туда и беседовать с руководством. Алматинским ЦОНам велели не выдавать справок тем, кто отказывается оплачивать комуслуги. В Костанае попробовали в счет взыскания долга изымать… входные двери! Этот опыт хотели перенять и в Семее, где долги населения перед ГКП “Теплокоммунэнерго” составляют 318 миллионов тенге. По словам акима города Ермака САЛИМОВА, хорошей мерой воздействия на злостных неплательщиков оказалось отключение квартир от водоснабжения и канализации. А в Кызылорде должникам отключают... свет. В общей сложности здесь задолжали за тепло 300 миллионов тенге.
Как получить жилищную помощь
Для этого необходимо обратиться в ЦОН со следующими документами: заявление по форме, удостоверение личности, документы, подтверждающие доходы семьи, счета о размерах ежемесячных взносов на содержание жилого дома (жилого здания), счета на потребление коммунальных услуг, квитанцию-счет за услуги телекоммуникаций или копию договора на оказание услуг связи, счет о размере арендной платы за пользование жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде.
Фиксированного размера жилищной помощи нет, она рассчитывается из индивидуальных показателей по собранным документам. При этом подтверждать то, что вы нуждаетесь в жилищной помощи, нужно раз в квартал.
Повышения не будет!
На сегодняшний день дифференцированные тарифы на услуги по снабжению тепловой энергией в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета тепловой энергии утверждены во всех регионах республики кроме Восточно-Казахстанской (г. Семей) и Западно-Казахстанской областей. Уровень платы за снабжение тепловой энергией для населения, не имеющего приборов учета тепловой энергии, по регионам республики варьируется в пределах от 58,07 до 171,77 тенге/м2 без НДС. До конца 2016 года роста тарифов на услуги по теплоснабжению для населения не ожидается.
Мнения экспертов
Что делать, если потребитель исправно платит за тепло, а батареи остаются холодными?
Наталья ИНКИНА, пресс-секретарь ТОО “Алматинские тепловые сети”:
- Все вопросы о нарушениях внутридомовой системы теплоснабжения необходимо решать с КСК и службой, выполняющей техническое обслуживание внутренней системы теплоснабжения. Согласно публичному договору снабжения тепловой энергией бытовых потребителей жилых многоквартирных домов Алматы, правоотношения по подаче тепловой энергии от границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности поставщика до приборов и оборудования потребителя регулируются потребителем самостоятельно через орган управления кондоминиума. Работники КСК или сотрудники сервисной компании по договору с КСК должны проверить систему отопления дома. Причиной того, что отопление подключили, а трубы до сих пор холодные, может быть воздух, попавший в систему отопления, или перекрытые где-то краны. Каждый случай индивидуален, причину специалисты устанавливают на месте. Многие потребители жалуются и на то, что надо постоянно пропускать воду, чтобы потекла по-настоящему горячая, и винят в этом тепловые сети. Но вся беда в том, что вода остывает в стояке из-за плохой изоляции либо из-за полного отсутствия этой изоляции. Сейчас при проектировании новых домов сразу предусматривают систему контурциркуляции горячего водоснабжения с догревом, которая позволяет поддерживать постоянную температуру. К сожалению, в старых домах такая система не предусмотрена. Однако выход есть: установить в доме общий автономный тепловой пункт (АТП), регулирующий температуру подачи воды, либо общедомовой прибор учета тепловой энергии, позволяющий учитывать температуру воды и ее количество и оплачивать за фактическое потребление.
Эдуард НАЗАРОВ, президент объединения юридических лиц “Казахстанская ассоциация “Прозрачный тариф”:
- Холодные трубы, теплая вода, высокие тарифы без приборов учета, технические неполадки в приборах учета - все это превращено в проблемы самих жителей, каждый из них решает это как может, а системы, которая позволила бы решить все комплексно, нет! По сути, конкретным потребителем услуг является отдельный многоквартирный дом, ведь туда заходит общая тепловая труба, водопровод, оттуда выходит общая канализация. Но после реформы в 1996 году все общение между поставщиками услуг и потребителями перевели с подомового, который физически и существует, на поквартирный учет. Но ведь на входе в квартиру нет границы между поставщиком и потребителем, да и невозможно отключить отдельную квартиру от теплового узла общего дома! Индивидуальные приборы учета (ИПУ) все равно не отражают в полной мере показания тепловой энергии в конкретной квартире, а принцип оплаты за тепло по квадратуре надуманный: люди платят за количество квадратных метров в квартире, а не за реальное тепло. Комитет по регулированию естественных монополий (КРЕМ) придумал хитрость, которая позже навредила поставщикам услуг: дифференцированный тариф на отопление. С прибором учета платишь по реальному потреблению, без прибора - по квадратуре, как и было раньше. Тариф по показаниям прибора учета сознательно сделали ниже, чем из расчета по квадратным метрам, якобы для стимулирования установления этих счетчиков. Обзаводиться общедомовыми приборами учета обязали всех еще с 1 января 2009 года. Прошло много лет, а закон до сих пор не работает. Почему? Установить приборы обязан поставщик, но рассчитываться за них должны жильцы. Получилось, что тепловые сети тратят время, деньги, устанавливают приборы и в результате получают оплату меньше, чем получали бы за квадратные метры. Вопрос: нужна ли тепловым сетям такая морока? Поэтому любые усилия по установке приборов учета натыкаются на саботаж среди поставщиков тепловой энергии. Вывод из всего этого напрашивается такой: каких-то отдельных решений в этой системе нет. Надо реализовать принцип: один дом -
один КСК - один кондоминиум, как это предлагал в вашей газете Петр СВОИК. Этот самый дом-КСК делать субъектом договорных отношений. Всегда есть техническая возможность отключить дом от теплоснабжения, а когда возникает такая угроза, то люди будут платить! С должником разберутся сами жильцы, которые не хотят мерзнуть, в крайнем случае скинутся за него. А отказывать потребителям в одних услугах - отключать свет, ломать двери или не давать справку из ЦОНа, потому что они не платят за холодные трубы, которые должны быть горячими, значит нарушать их законные права!
Наши цифры
7,5 миллиарда тенге составили долги предприятий перед теплоснабжающими компаниями накануне отопительного сезона.
963,4 миллиона тенге составил перерасчет за прошедший отопительный сезон (2014-2015 год), так как расход тепла в условиях теплой зимы был гораздо меньше прогнозируемого.
В 15 662 многоэтажных домах по Казахстану уже установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии, нужно оснастить еще 34 684 многоэтажных дома.
Екатерина ТИХОНОВА, Алматы
Опрос в тему
- Довольны ли вы услугами своей тепловой компании?
- Да, дома всегда тепло
- Нет, батареи холодные
- Не пользуемся централизованным отоплением, отапливаем дом сами
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz в правой колонке
Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Что может снизить аварийность на казахстанских дорогах?
Приведение в порядок покрытия дорог - 30 %
Ужесточение наказаний для нарушителей ПДД - 7 %
Повышение экзаменационных требований
при получении водительских прав - 13 %
Борьба с коррупцией в рядах полиции - 50 %