Дураки и дороги
Почему в Казахстане происходит так много страшных ДТП и как избежать аварий на дороге?
Вот краткий обзор сводок ДТП за одну только неделю с 19 по 25 сентября.
В Шымкенте молодой парень с девушкой спешили на собственную свадьбу, вместе с ними в “мерседесе” находились еще два парня. На высокой скорости водитель потерял управление и врезался в припаркованную “Газель”. От удара невеста и два пассажира скончались на месте, а водитель-жених умер по пути в больницу…
Пять человек погибли близ поселка Казыгурт в ЮКО при лобовом столкновении микроавтобуса Ford Transit и Toyota на Ташкентской трассе.
Четыре человека погибли на трассе Жанаозен - Жетыбай в Мангистауской области в результате столкновения Toyota Camry с пассажирской “Газелью”: трое - на месте, еще один скончался в больнице.
Пять жертв в ЗКО на трассе Уральск - Атырау, где недалеко от поселка Акбулак столкнулись и загорелись “мерседес” и “Газель”.
Четырех пешеходов сбил насмерть в Алматы водитель BMW, двигаясь по проспекту Рыскулова на высокой скорости.
И это картина одной только недели! Перечислять происшествия с одной-двумя жертвами вообще места не хватит… Казахстан является лидером стран СНГ по смертности на дорогах. Если среднемировой показатель в 2013 году составлял 17,4 на 100 тысяч населения, как указано в докладе ВОЗ, то у нас эта цифра была равна 24,2. Почему мы так трагически и глупо теряем людей?
Мнение экспертов
Руслан ЛАЗУТА, руководитель ОО “ОСА” (общество содействия автомобилистам):
- Основные ДТП со смертельным исходом в Казахстане происходят в результате нарушения скоростного режима или из-за выезда на встречную полосу движения. Эти два нарушения чаще всего совершают те водители, которые получили свои права очень легко, не учась в автошколе, не сдавая должным образом экзамен. Армия таких людей огромная! К тому же они уверены в своей безнаказанности, в том, что могут разрулить любую ситуацию и спасти свои права. Ладно бы, они сами убивались на дорогах, но ведь они забирают чужие жизни. В прошлом году на дорогах страны погибло более четырех с половиной тысяч человек. Это огромная цифра. И я всегда утверждаю, что виновато в этом наше Министерство внутренних дел, потому что именно оно выдает права автовладельцам, и если это происходит с применением каких-то коррупционных схем, то находятся они внутри силового ведомства. Это подтверждают и коррупционные скандалы, которые у нас регулярно происходят.
Для того чтобы искоренить коррупцию в ведомстве, а значит, и такие цифры смертности на дорогах, достаточно проявить политическую волю руководителям на всех уровнях. Поверьте, там, где руководитель жестко наказывает за взятки, эта практика быстро изживает себя. А у нас этой политической воли нет, о чем мы постоянно говорим.
Эдуард ЭДОКОВ, председатель Казахстанского независимого автомобильного союза:
- Когда речь идет про две извечные беды - дураки и дороги, я бы расширил определение дурака - это не столько неумный, сколько невоспитанный человек, и он является проблемой не только дорог, но и всего нашего общества. Потому что неважно, где эта невоспитанность проявляется, за рулем или за столом. Наша ситуация на дорогах - дань общему бескультурью. Если человека не научили уважать закон, он будет его нарушать: не включать поворотники, ездить по центру дороги, по встречке. Я каждый день еду через полгорода, и мой регистратор за это время успевает запечатлеть массу нарушений! Или обратите внимание на привычку парковаться под запрещающими знаками. Для меня это вообще непонятно. Ведь приучили же не ездить непристегнутыми? Достаточно нескольких рейдов, последовательных штрафов - и ситуация изменится. Алматинские парковки при нынешнем кризисе могли бы очень существенно поддержать бюджет города. Но патрульные машины проезжают мимо. Наши дороги - это просто клубок проблем. И решать их нужно последовательно и вдумчиво.
Расскажу лучше байку. Подтверждал наш соотечественник автомобильные права в законопослушной Германии. Все сдал с инструктором, и тот говорит: “Все правильно, я не понял только одного: почему, подъезжая к перекрестку, где для вас горит зеленый свет, вы все равно притормаживаете?” А это у казахстанцев так срабатывает инстинкт выживания. Нужно самому быть начеку, чтобы в тебя не влетел какой-нибудь лихач. Пропустить дурака-гонщика, который мечется сзади. Держаться подальше от автобусов - мне иногда кажется, что их водят вообще какие-то дикие люди. Стараться не ездить по загородным трассам ночью, поскольку они не освещаются и пешеход в любой момент может выскочить из тьмы, как ниндзя. Помните, что пешеходы не просто могут в любой момент перейти дорогу в неположенном месте, но и перебежать, преодолев любое заграждение.
Соблюдайте правило трёх “Д”!
Александр ТЕРЕХОВ, руководитель группы каскадеров “Лидер”, преподаватель экстремального вождения:
- Все приемы безопасного вождения необходимо отрабатывать на практике и доводить до автоматизма. Ведь самое опасное состояние - это паника, когда человек теряется и не знает, что делать. По городу надо передвигаться так, словно вас никто не видит, а значит, вы не можете рассчитывать на то, что пропустят. Это особенно касается мотоциклистов.
Страшнее дурака на дороге только пьяный водитель. Я бы вообще лишал на всю жизнь водительских прав за вождение в нетрезвом виде. Это преступление. В настоящее время даже если ты выпил, есть масса способов не садиться самому за руль: существуют такси или услуга “Трезвый водитель”. Но у нас люди по-прежнему садятся за руль в нетрезвом виде, подвергая опасности себя и других участников движения.
Раньше я говорил, что женщины - такие же участники движения, как и мужчины, но сейчас понимаю, что женщинам по их природе свойственны несколько иные реакции. Например, совсем недавно моя ученица на мотоцикле чуть не пострадала оттого, что на въезде в город залюбовалась своим отражением в стеклянном здании и не могла отвести глаз от этого зрелища. Еще женщины зачастую теряются в экстремальной ситуации.
Настоящее бедствие и признак дурака за рулем - сотовые телефоны. При обилии гаджетов, позволяющих освободить руки, водители продолжают держать трубку у уха или писать сообщения. Особенно обычным это явление стало в пробках, неудивительно, что потом общительные водители “целуются” с бампером впереди стоящей машины.
Заповеди опытного водителя
- Первая и самая главная - три “Д”: дай дорогу дураку. На перекрестке или увидев приближение другого транспортного средства, необходимо притормозить и быть готовым пропустить его вне зависимости от того, кто по правилам должен уступить дорогу. Вы не можете поручиться за адекватность водителя и состояние его машины. Элементарно у встречного транспорта могут отказать тормоза. Поэтому всегда будьте готовы пропустить другого участника дорожного движения.
- По возможности держитесь среднего ряда. Новичку кажется, что правый ряд самый безопасный в отличие от левого, скоростного и предназначенного для совершения маневров. На самом деле правый ряд - это большое количество потенциальных помех: выскочивший на дорогу ребенок, пьяный человек, нетвердо стоящий на ногах, бабушка, внезапно выходящая из-за автобуса.
- Будьте предсказуемы. Не совершайте резких движений, не оповестив о своих намерениях. Остальные участники движения должны понимать, какой маневр вы собираетесь сделать.
- Преодолейте синдром опытного водителя, который наступает примерно на третьем году вождения. Сидящему за рулем кажется, что он уже имеет очень большой опыт, и осторожность новичка сменяется рискованными маневрами. В это время очень часто происходят аварии.
- Не смотрите “под капот”. Чем большую картинку вы анализируете, тем меньше шансов попасть в неприятности.
- Двигайтесь в потоке. Есть расхожее мнение, что если едешь медленно, то любой аварии можно избежать. Но 60 км - оптимальный скоростной режим, позволяющий практически всегда среагировать. А вот если вы едете не в потоке, то создадите больше помех движению.
- Оценивайте погодные условия. Пыль и гарь оседают на дороге, поэтому чем дольше период сухой погоды, тем более скользким окажется дорожное покрытие после дождя. Также во время листопада стоит удвоить внимание.
- Готовясь к левому повороту, не выворачивайте заранее сильно руль, иначе при любом толчке сзади вас может выкинуть прямо под колеса потока машин.
Советы давали Александр ТЕРЕХОВ, руководитель группы каскадеров “Лидер”, и Дилавар МАМЕДОВ, инструктор автошколы СДС
Если столкновение неизбежно
- Постарайтесь сделать все возможное, чтобы уйти от встречного удара. Забор, кювет, дерево и др. предпочтительнее столкновения с другим автомобилем. При столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. Не бойтесь, что мотор вдавится в салон. Конструкторы уже давно позаботились о том, чтобы он при ударе уходил вниз.
- Если ДТП неизбежно, водителю и пассажирам очень важно принять правильное положение, которое уменьшит силу удара: защитите голову и будьте готовы, что сила инерции толкнет вас вперед. Если удар ожидается спереди или сбоку, водителю и пассажиру на переднем сиденье надо вжаться в сиденье спиной и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо (водитель должен согнуть руки на руле, пассажир - держаться за приборный щиток), а пассажирам на заднем сиденье упереться локтями в спинку переднего сиденья, а ладонями обхватить голову.
- Универсальный способ защиты во всех случаях, независимо от характера и направления удара: упереться ногами в пол, лечь боком на сиденье, рукой, которая находится внизу, обхватить голову, а другой рукой крепко ухватиться за низ сиденья. Маленького ребенка надо крепко прижать к себе, прикрыть своим телом и завалиться с ним на бок.
Наши цифры
- 18 890 дорожно-транспортных происшествий на дорогах республики зарегистрировано в 2015 году.
- 17 710 ДТП совершено по вине водителей, в этих ДТП погибли 2230 человек.
- В 4-5 раз уменьшают вероятность гибели при любом столкновении подголовники и ремни безопасности. “Катапультировавшись” из автомобиля, вы получаете в 10 раз больше шансов погибнуть под колесами своего же автомобиля или от удара о бордюр, столб, дерево.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Опрос в тему
Что может снизить аварийность на казахстанских дорогах?
- Приведение в порядок покрытия дорог
- Ужесточение наказаний для нарушителей ПДД
- Повышение экзаменационных требований при получении водительских прав
- Борьба с коррупцией в рядах полиции
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz в правой колонке
Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
С какими проблемами вы сталкивались при поиске работы?
Завышенные требования работодателей 10%
Гендерная дискриминация 4%
Низкая заработная плата
для специалиста вашего уровня 23%
Кумовство 47%
Отсутствие или недостаток вакансий по вашей специальности 16%