Поближе к тени
Наши читатели рассказали о новом способе вывода денег из-под учета, применяемом в общественном транспорте Алматы.
С недавнего времени в алматинских автобусах, как известно, появились кондукторы. Скандальная карточка “Оңай!”, которая каждому алматинцу, напомним, обошлась в 320 тенге, как платежное средство - все еще пригодна. Но! Теперь она сама превратилась в средство для увода денег в тень. О том, как это происходит, редакции рассказали пассажиры 79-го маршрута (автобус с бортовым
№ 7053).
В салоне нет стационарного терминала, и кондуктор прикладывает вашу карточку к портативному ручному терминалу. С карточки снимаются 80 тенге. Распечатывается бумажный билет. Но он не выдается владельцу карточки, а продается следующему попутчику, расплатившемуся наличкой. Возмущающимся пассажирам с карточками кондукторы объясняют, что если в автобус зайдет контролер, то он на своем считывающем устройстве без всякого билета убедится, что вы не заяц.
В выходные лично проверил эту информацию и на других маршрутах. Так и есть!
Эльмира КИРГЕЕВА, пресс-секретарь ТОО “Транспортный холдинг города Алматы” - организации, отвечающей за систему “Оңай!”, переадресовала нас за комментарием к автоперевозчику (ТОО “Green bus company”), который, по ее словам, в соответствии с договором должен сам себя контролировать.
Начальник отдела эксплуатации Green Bus company Жазира ЕНСЕБАЕВА подтвердила, что в городе действительно курсируют автобусы без стационарных терминалов, но это из-за того, что транспортный холдинг не оборудовал их этими приборами.
- Мы закупили 100 новых автобусов, которые “Транспортный холдинг города Алматы” пока не оборудовал терминалами, - объяснила ситуацию Енсебаева. - Мы готовимся к тендеру на новые маршруты, туда уйдут новые машины, нам же пока разрешили обкатать их.
Пришлось снова обращаться в холдинг. Киргеева ожидаемо открестилась от партнеров:
- Мы не давали разрешения на обкатку 100 автобусов без терминалов. Как только со стороны Green Bus company будет подготовлена и одобрена схема подключения, на новых транспортных средствах, относящихся к Green Bus company, будут установлены терминалы регистрации поездки “Оңай!”.
При этом Киргеева не стала отвечать на вопрос о том, как собирается реагировать ее холдинг на 100 автобусов, ежедневно перевозящих десятки, а то и сотни тысяч пассажиров по алматинским улицам.
Кстати, Енсебаева подтвердила, что в новых автобусах работают кондукторы, которые никак не оформлены на предприятии. По ее словам, они на стажировке, и выдержавших испытание в октябре возьмут в штат.
Пока же, понятное дело, эти люди работают за деньги, ежедневно выводимые из белой экономики.
Игорь НЕВОЛИН, Алматы