Шеф, свободен?
Как обезопасить себя, садясь в такси
Случай с Баян ЕСЕНТАЕВОЙ, на которую муж напал прямо в такси, а водитель экипажа при этом даже пальцем не пошевелил, чтобы как-то предотвратить преступление, заставил нас задуматься: что же вообще должны делать таксисты в нештатных ситуациях? А уж когда выяснилось, что в суде по этому громкому делу таксист стал свидетелем, мы решили разобраться, какую ответственность несут водители такси за безопасность пассажиров. Оказалось - никакой, и, по сути, они ничего и никому не должны. Таковы незамысловатые правила игры в этой отрасли.
В Казахстане деятельность таксистов-индивидуалов и таксомоторных парков регулируется всего тремя документами. Речь здесь, конечно, не идет о бомбилах, работа которых регламентируется по неписаным традициям құдай қаласа.
Что это за документы? Правила дорожного движения (ПДД), где обязанности водителей такси в отличие от водителей автобусов и грузовиков, перевозящих в кузове пассажиров, прописываются лишь в общем. Закон “Об автомобильном транспорте”, в котором таксистам посвящена целая статья 26 из 159 слов, обо всем и ни о чем. И правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, где этой отрасли посвящена 10-я глава из имеющихся одиннадцати.
По сути, в нашей стране, которую порой справедливо упрекают в излишней зарегулированности и бюрократии, сфера такси на самом деле самая либеральная. Таксистам-частникам и организациям практически ничего не запрещено, и с них ничего не спрашивается.
В частности, водитель, в машине которого и подверглась нападению Баян Есентаева, как таксист-профессионал почти ни в чем не виноват. По регламентам, регулирующим его работу, его единственное нарушение лишь в том, что он не спросил у известного казахстанского продюсера разрешения на подсадку еще одного пассажира. Хотя в той ситуации его самого вряд ли кто спрашивал. То есть за нашу с вами безопасность не отвечает не только подрабатывающий таксист-нелегал, но и вполне официальный сотрудник респектабельного таксомоторного парка.
Это нонсенс, но по действующим сегодня правилам любой желающий зарабатывать перевозкой пассажиров на легковом автомобиле должен просто уведомить об этом местные исполнительные органы, и тут же можно выезжать бомбить. Однако на практике, как рассказал газете “Время” руководитель алматинского управления пассажирского транспорта и автодорог Максут ИСАХОВ, даже этого не соблюдается.
- Если подсчитать ту рекламу, которая алматинцам рекомендует услуги такси, и те организации, что нас уведомили о роде своей деятельности, то процентов 80 не сделали даже этого. Я не говорю о таксистах-ипэшниках и нелегалах. Речь только о таксомоторных парках. Мы им говорим: дорогие, вас надо в реестр вносить, дайте нам уведомление. Они отвечают: да, конечно, как будет время, так сразу дадим. И все.
Максут Пернебаевич рассказал, что ситуация с безопасностью в этой сфере действительно напрягает городские власти, которые могли бы хоть что-то контролировать на рынке такси, но исполнительным органам делать этого нельзя. Была попытка через Палату предпринимателей узаконить самые элементарные требования, такие как разработка типовых правил поведения для таксистов, добиться размещения на машинах обязательных шашечек, получить списки страховых компаний, с которыми работают парки (кстати, страховать должны не только водителей, но и пассажиров), перечень медучреждений, где водители проходят осмотр, гаражи, где ремонтируется и проверяется транспорт перед выездом, но акимат не поддержали.
- Предприниматели говорят, что для этого есть другие службы. Налоговая должна проверить наличие ИП или ТОО. Транспортная инспекция должна проверить на наличие техосмотра. Для этого есть административная полиция, для этого есть транспортный контроль. Но как они будут проверять, если у нас этим бизнесом разрешено заниматься кому захочется, да и большинство участников рынка в случае проверки стараются скрыть, что они занимаются перевозками, - рассказал о неудачной попытке вмешаться в слабо регулируемую сферу Исахов.
По его словам, с одной стороны, может, и хорошо для бизнеса, что все контрольные функции у исполнительной власти убрали, но безопасности это не добавило. И сейчас у нас нет статистики не только по аварийности с участием такси, но и вообще, сколько всего в городе машин, занимающихся перевозками пассажиров. О какой безопасности можно говорить, если даже не удалось разработать и принять типовые обязанности водителей?
К слову, официально считается, что в Алматы всего около 600 машин оказывают услуги такси. Хотя на самом деле таковых тысячи, если не десятки тысяч.
И это проблема не только Алматы. Например, в Павлодаре не менее десяти компаний оказывают услуги такси. Но в городе нет ни одного таксомоторного парка. Такси во многих областных центрах - это просто диспетчерская служба, расположенная в однокомнатной арендованной квартире с несколькими телефонными линиями, откуда с помощью специальных приложений передаются на смартфоны водителям заявки. Таксистами работают кто угодно и на каких угодно машинах. Диспетчеры и руководители компаний большинство из них никогда не видели и не увидят. Свои 600-800 тенге в сутки за приемку и переадресацию вызовов водители могут перекидывать с карточки на карточку. И это не запрещено. Вернее, никак не оговорено действующими правилами. В итоге по улицам калымят тысячи полулегальных такси, а проверить некого.
Комментарий в тему
Максим САРСЕНОВ, бывший руководитель компании “Командир. Такси” в тот роковой день, когда на Баян Есентаеву напал супруг, а сейчас председатель Ассоциации таксомоторного бизнеса:
- По поводу Баян Есентаевой мне очень жаль. Я ее знаю. Я ей желаю скорейшего выздоровления. А по поводу водителя, поскольку процесс идет в закрытом режиме, мы не можем ничего разглашать, но давайте дождемся решения суда, из которого вы узнаете, как он вел себя 10 июня.
Что касается нормативной базы, то я уже пять лет говорю о том, что она нуждается в доработке.
Услышьте пассажира!
- Несмотря на то что работа таксистов почти никак не регламентирована, вы все же, садясь в машину, имеете право потребовать заблокировать двери, если транспортное средство оборудовано такой опцией, и отказаться от подсадки других пассажиров. В случае если ваши требования не будут выполнены, вы можете пожаловаться на водителя диспетчеру или даже подать на него в суд. Его имя и фамилия должны располагаться на видном месте на специальной визитке.
- Людям с ограниченными возможностями следует знать, что по действующим правилам в любом таксопарке на каждые 30 машин должно быть одно инватакси.
- Водитель такси может отказаться перевозить в салоне машины мелких животных и птиц. А все остальное, если оно пролазит в дверные проемы и не пачкает салон, должен еще и сам водитель погрузить-разгрузить.
- Если вы попали в ДТП в качестве пассажира такси, то требуйте вызова сотрудников дорожной полиции и аварийных комиссаров страховой компании, с которой у таксопарка имеется договор. В протокол ДТП должна быть внесена и ваша фамилия. Возможно, вам понадобятся положенные в таких случаях выплаты.
Все это оговорено в правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Но есть в них и спорные пункты. Например, говорится, что в случае если поданная машина сломается, таксопарк обязан предоставить пассажиру другой автомобиль. Другой пункт гласит: если в процессе перевозки такси возникает ситуация, когда его движение не продолжается по не зависящим от водителя обстоятельствам, то договор перевозки считается досрочно расторгнутым и пассажир оплачивает пройденное расстояние. Видимо, нужно возить с собой адвоката, чтобы разобраться, когда все-таки выходить из машины и платить за проезд, а когда требовать другую машину.
Мнение экспертов
Сабит АМАНБАЕВ, генеральный директор Союза автотранспортников Казахстана:
- Правила, где основной упор сделан на автобусные перевозки, вообще надо было дорабатывать еще вчера. А в случае с такси они устарели лет на десять. Там нет ни слова о новых участниках рынка, которые работают через Интернет. Не учитываются и другие реалии сегодняшнего дня. Случай с Баян Есентаевой - это сигнал уполномоченному органу (комитет автомобильного транспорта Министерства инвестиций и развития. - И. Н.) обратить внимание на проблему. В этой сфере правовая дыра. Если что-то происходит в салоне такси, то непонятно, что обязан делать водитель такси: просто высадить пассажиров, сообщить в диспетчерскую службу, попытаться вмешаться в конфликт или вызвать полицию? Это не оговорено. Более того, были случаи, когда компании такси принимали на работу кого попало, а потом эти водители совершали преступления и даже убивали пассажиров. Хотя были и другие случаи, когда таксисты вовремя не высаживали дебоширов и сами становились жертвами. Кстати, для водителей автобусов в отличие от такси расписано большинство возможных и невозможных внештатных ситуаций.
Гульнара ЖУАСПАЕВА, адвокат:
- Те сферы, которые выпадают из норм правил, обычно охватываются кодексами. Гражданам просто надо хоть иногда интересоваться законодательством. По этой ситуации с Баян Есентаевой в соответствии с Гражданским кодексом к ответственности можно привлечь собственника средства повышенной опасности, а проще говоря, владельца таксопарка. Также можно наказать и водителя такси: если он тут же не сообщил о правонарушении в полицию, то в Уголовном кодексе существует статья 434 за недонесение о преступлении. О том, что в законодательстве предусмотрены многие жизненные ситуации, которые иногда выпадают из других регламентирующих документов, нужно помнить не только получателям услуг, но и тем, кто их оказывает. Тогда будет гораздо меньше нарушений.
Игорь НЕВОЛИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Опрос в тему
Когда вы пользуетесь услугами такси, вас больше всего возмущает, если водитель…
- Нарушает правила дорожного движения
- Курит в салоне
- Подсаживает других пассажиров без вашего согласия
- Много болтает, ставит громкую музыку
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz в правой колонке
Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Почему госорганы так активно начали взыскивать долги с граждан?
В стране нет денег, а бюджет пополнять нужно - 87%
Получили нагоняй сверху - 11%
Начали ответственно относиться к своему делу - 2%