За пропиской - в магазин!
Родители готовы на все, лишь бы чадо попало в “элитную школу”
С 2017-2018 учебного года все алматинцы смогут записывать своих детей в школы через Интернет. Об этом в субботу в ходе встречи с общественностью сообщила заместитель начальника управления образования Гульбану АМИРТАЕВА (на снимке). Во встрече приняли участие представители управления образования, директора школ, депутат парламента Ирина СМИРНОВА, общественные деятели, юристы, а также родители учеников. Разговор получился острым и разноплановым.
За “границу” - ни ногой!
Отец двоих детей адвокат Джохар УТЕБЕКОВ (на снимке) поднял вопрос о микроучастках: по его мнению, сегодняшнее распределение весьма неудобно и нелогично. К тому же людям очень сложно выяснить, к какой школе относится адрес, по которому они проживают.
- То, что школы разбиты по районам, нелепо и создает почву для коррупции, - сказал он. - Я живу ниже проспекта Райымбека, который делит Алмалинский и Жетысуский районы. Есть школа напротив дома, через Райымбека, но я от нее отсечен. И эта проблема касается всего города. Такая же история со школой № 105 - там проспект Абая делит Бостандыкский и Алмалинский районы, получается, что дети, которые живут рядом со школой, к ней не относятся. Или, например, гимназия № 56 на улице Фурманова, которая делит Медеуский и Алмалинский районы. И дома, которые находятся прямо через Фурманова, от нее тоже отсечены. Поэтому мой призыв - создать рабочую группу по пересмотру микроучастков, прекратить делить их по районам и сделать так, чтобы дети могли пойти в школу, которая находится недалеко от дома.
Отвечая Джохару Утебекову, Гульбану Амиртаева сообщила: за утверждение микроучастков отвечает не только управление образования, но и акиматы районов.
- Возможно, мы пересмотрим схему микроучастков, - сказала она. - Этот вопрос поднимем и постараемся в течение этого года решить. Чтобы дети, живущие вокруг какой-то школы, но в другом районе, могли туда попасть. Еще мы сделаем схемы микроучастков на карте города. Думаю, до нового года эта карта на сайте управления образования уже появится.
Кроме того, чиновница сообщила: уже второй год подряд в Алматы действует экспериментальная программа, по которой родители могут записать своих детей в школу на сайте управления образования.
- Мы решили в экспериментальном порядке сначала в Бостандыкском районе организовать электронный прием в школу, - говорит она. - А позже в Турксибском и Жетысуском районах это сделать. Положительных отзывов много, поэтому к следующему учебному году все школы будут включены в эту программу.
В тесноте, да не в обиде?
Собравшиеся также обсудили вопрос численности учеников в классах: в одних школах в каждом классе по 40-45 человек, в других - вполовину меньше. Зависит это прежде всего от репутации школы - естественно, на популярные и сильные очаги просвещения спрос всегда будет выше. Для того чтобы отдать ребенка в такую школу, родители идут на всевозможные уловки. Был даже случай, когда семья прописалась в магазине, чтобы их ребенок попал в нужную школу.
- Люди прописываются в границах микроучастка, а потом выясняется, что на самом деле они живут совсем в другом месте, - посетовал директор школы № 60 Бахытбек КАЛЖАНОВ. - А я по закону не имею права их не принять...
Выход, который предлагает управление образования, устроил бы всех - нужно каждую школу сделать элитной.
- Сейчас ставится задача во всех школах качество образования привести к единому стандарту, - говорит Гульбану Амиртаева. - Довести до высокого уровня, чтобы не было дефицита учеников в одной школе и профицита в другой.
Что ж, как говорят в подобных случаях, вашими бы устами...
Дьявол кроется в... тетрадках
Еще одна уже ставшая притчей во языцех тема - обеспечение школьников учебниками. По словам некоторых родителей, несмотря на заверения чиновников о том, что школы обеспечены учебниками на 100 процентов, их все-таки приходится покупать. Однако, по словам Гульбану Амиртаевой, речь в большинстве случаев идет не об учебниках как таковых, а о рабочих тетрадях, которых действительно может не хватать на всех.
- Рабочие тетради приобретаются родителями, - объяснила она. - Для начальной школы учебники закупаются раз в четыре года. В первый год, когда учебники закупаются, они приходят с рабочими тетрадями. Учебник, а к нему прилагается рабочая тетрадь. Полный комплект. Дети используют тетради, и на следующий год они уже не могут быть использованы, потому что исписаны. Учебник на возвратной основе в библиотеке хранится, он передается снова на следующий год ученику. А рабочие тетради родители приобретают самостоятельно. И об этом они ставятся в известность еще до начала учебного года.
Камера смотрит в класс
Участников встречи также интересовало, каким образом в школах обеспечивается безопасность детей. Отвечая на этот вопрос, Гульбану Амиртаева заверила: все школы города обеспечены видеонаблюдением.
- В каждой школе имеется от 8 до 60 видеокамер, - сказала она. - Конечно, в каждой есть школьный полицейский. Есть социальный педагог, дежурный, вожатый. Кроме этого мы сейчас рассматриваем возможность введения системы карточек, чтобы фиксировать, кто вошел в здание школы, кто вышел. Этот вопрос, в том числе финансирование, прорабатывается акиматом. Мы знаем детей, которые могут совершить правонарушение, - они на учете. Есть инспекция по делам несовершеннолетних, местная полицейская служба. Создан штаб, и каждый четверг руководители районов отчитываются, кто из детей в школу не пошел, где какая драка произошла и т. д. Все, что за неделю произошло, мы анализируем и пытаемся найти причины. Контроль установлен достаточно серьезный.
Деньги мешают всем?
Не обошли вниманием и больную тему школьных поборов. По словам г-жи Амиртаевой, единственная возможность для школ легально принимать помощь от родителей - это спонсорские счета, которые открываются по согласованию с управлением образования и управлением финансов. Расходование поступивших на эти счета средств жестко контролируется.
- Приобретение любых необходимых для школы вещей идет через госзакупки, - говорит она. - Спонсорские счета абсолютно прозрачны, и их проверяют так же, как и бюджетные счета.
Замначальника управления образования ответила и на вопросы по поводу ремонта школ, на что нередко с родителей собирается “дань”. По словам Гульбану Амиртаевой, такого быть не должно - ведь средства в полном объеме выделяет государство.
- Тем школам, где еще не прошел капитальный ремонт, мы выделяем не стандартные три миллиона тенге, а гораздо больше, - сказала она. - Есть потребность - школы пишут заявку с приложением сметы расходов, и от 10 до 40 миллионов тенге им выделяется при необходимости. Через маслихат дополнительно деньги просим либо сэкономленные деньги направляем. А три миллиона тенге идут на текущий ремонт для тех школ, где уже прошли капитальный ремонт и сейсмоусиление.
В контексте разговора о деньгах зампред управления образования еще раз высказалась по поводу родительских комитетов, которые чиновники предлагают расформировать, уничтожив тем самым “рассадник коррупции”. Тут весьма кстати выступила “общественность” в лице мамы ученика 12-й гимназии.
- Это все нужно убирать, потому что это как эпидемия: давайте купим то-то, соберем на то-то! - решительно заявила родительница. - А кто-то не может собрать. Вообще родительского комитета не должно быть, никакого фонда, собирающего деньги, не должно быть! Все обеспечивается государством.
Эту “инициативу снизу” горячо поддержала г-жа Амиртаева:
- Мы проводили собрания с руководителями школ и говорили, что в том виде, в каком они существуют сейчас, родительские комитеты не нужны. Если нужно родителю, то он может сам с учителем поговорить. Зачем через кого-то это делать? Мы не имеем права запретить, но говорим руководству школ: подумайте сами, есть ли необходимость? Мне кажется, нет.
Возможно, у школьных директоров есть на это свои аргументы. Но когда начальству кажется, подчиненным стоит заблаговременно перекреститься.
Мадина АИМБЕТОВА, фото автора и Романа ЕГОРОВА, Алматы