Дилетанты в законе,
От “Нурлы жол” к “Нурлы жер”. Такой новый вектор программного развития страны и общества обозначил глава государства, выступая в минувшую пятницу на расширенном заседании правительства. И в этом контексте власти предержащей прямой резон проложить столбовую дорогу (жол) от стагнирующей, разрываемой внутренними противоречиями системы ЖКХ к эффективной модели управления всем жилищно-коммунальным хозяйством республики, включая пресловутую комбинацию из трех букв - КСК. Ведь земля (жер) - это не только территория, огороженная забором и помеченная на карте как чья-то собственность, но и родной дом (квартира), в котором (которой) хочется уюта, тепла, комфортности всем, а не только избранным счастливчикам.
Но в том-то и дело, что желания много, а умения и профессионализма зачастую не хватает или вообще нет - одни амбиции порулить. А если они, эти амбиции, замешаны еще и на личных обидах, то, как говорится, тушите свет, палите свечи.
Провоцирует такое стечение обстоятельств вкупе с юридической безграмотностью, инертностью и аморфностью населения наше захудалое жилищное законодательство. Причем не только в концептуальном плане, о чем уже сломано несметное количество карандашей и ручек во всякого рода дискуссиях за “круглыми” и не очень столами, но и в результативно-исполнительной части пакета документов.
И пока авторские группы из представителей гражданского и чиновничьего сообществ разрабатывают свои концепции-проекты новых законов о ЖКХ и жилищных отношениях и конца этому творческому процессу никак не видно, представляется разумным хотя бы точечно отредактировать как сам действующий закон, так и подзаконные акты к нему - пока жилищно-кооперативные страсти в конец не развалили систему.
Мне не раз доводилось писать на жилищно-коммунальные темы. Попробую еще раз убедить в необходимости принятия срочных мер на конкретном примере (правда, по некоторым причинам вынужден опустить имена и фамилии этой истории).
Ближе к осени инициативная группа жильцов двух 9-этажных домов - № 19 и 20 в микрорайоне “Самал-2” Алматы, недовольных деятельностью руководства КСК, решила отпочковаться от него и создать свой собственный кооператив. Кроме надежной крыши, тепла, воды и света в квартирах людям захотелось большего - идеального порядка в подвалах, лучшего фасада, цветочков на клумбах, елочек в ряд во дворе и т. д. В общем, чтобы все вокруг радовало глаз, цвело и пахло, как в сказке!
Активисты под началом вышедшего недавно на пенсию жителя одного из этих домов, не сумев обеспечить кворум на своем собрании, устроили поквартирный обход с подписными листами. Председатель КСК попыталась было перехватить инициативу - рассказать теперь уже на своем судьбоносном собрании, каково финансовое состояние двух взбунтовавшихся домов, и поделиться планами на будущее. Но визави председателя не дали ей и малейшего шанса быть услышанной - при этом не обошлось, увы, и без оскорблений. Да и кого было информировать? Основная масса жильцов, как у нас водится, вновь проигнорировала сходку. Зато победители козыряли подписными листами с подавляющей поддержкой жителей двух домов.
- Вот увидите, я сделаю наш двор образцовым! - громогласно заверял соседей без пяти минут глава нового КСК.
Однако у его оппонентов на сей счет возникли большие сомнения. Прежде всего в финансовом плане. Взяв в руки калькулятор, они произвели несложные математические действия, и вот что у них получилось: при условии 100-процентного сбора целевых взносов (из расчета 35 тенге за 1 кв. м, что зафиксировано в тех самых подписных листах) ежемесячно новоиспеченное КСК будет иметь около 155-160 тысяч тенге. В реальности же сбор платежей в этих двух домах в совокупности не превышает и 70 процентов от этой суммы. Как на столь скудные средства новоиспеченный кооператив собирается содержать две 36-квартирные “этажерки” - оплачивать сервисным фирмам коммунальные услуги, банковские операции, платить дворникам, делать налоговые отчисления и т. д., и т. п. - его инициаторы объяснить не смогли. Возможно, еще не считали. Или не захотели делиться расчетами.
Вероятно, уповают на взносы людей наличными. Но если обязательные отчисления не поступают в полном объеме - что говорить о добровольных “пожертвованиях”? Еще, видимо, надеются найти самых дешевых услугодателей. Но ведь тогда и “сервис” получат соответствующий, в особенности аварийно-сантехнический, со всеми, как говорится, вытекающими. Кстати, стоит напомнить: с этого года закон запрещает кооперативам собственников квартир за счет целевых содержать свой штат обслуживающего персонала - кроме председателя и членов правления.
И как можно не брать в расчет тот немаловажный нюанс, что один из двух домов раздора (№ 20) из-за систематических неплатежей его обитателей погряз в крупных и давних долгах? Вот и призадумались в стане “несогласных” о компетентности в жилищно-коммунальных делах раздухарившегося пенсионера, не имеющего, между прочим, опыта работы в системе ЖКХ. Но по законам нашей страны это никак не помешает ему возглавить КСК!
То есть у нас начальником КСК может стать ЛЮБОЙ(!) гражданин - лишь собери он нужное количество подписей в свою поддержку. Стоит ли после этого удивляться, что в сфере ЖКХ у нас бог знает кто занят черт знает чем?
Кстати, о подписях. Так уж сложилось, что озабоченные повседневными хлопотами о хлебе насущном наши люди активно, со знанием дела реагируют на новшества лишь в том случае, когда они непосредственно затрагивают их интересы или посягают на их личное жизненное пространство. Так было с решением о предоставлении каждому гражданину 10 га под ИЖС - ажиотаж не спадает уже много лет. Так было с повышением пенсионного возраста женщин, а совсем недавно - с земельной реформой.
Тысячу раз прав Елбасы, заявивший на открытии парламентской сессии:
“На самом деле, если любой закон взять и посмотреть, он нацелен на то, чтобы решить какой-то важный вопрос для людей, для народа. Но это не доводится. Вы не думайте, - особо подчеркнул Нурсултан НАЗАРБАЕВ, обращаясь к депутатам, членам правительства и госслужащим, - что все (наши граждане) сидят перед телевизором, читают газеты - у них много забот дома, каждый день они в работе! А вот по-человечески разъяснить простыми словами, для чего это принимается и что нужно делать, вот этого нам не хватает” (выделено мною. - Н. И.).
Так вот, жители многоэтажек дружно и бурно возмущаются, даже готовы свернуть голову КСК только тогда, когда случается нечто из ряда вон: если в квартирах зимой вдруг становится холодно или где-то прорвет канализацию. В остальном же этому “жилищному планктону” по большому счету фиалетово - “красные” рулят в доме или “белые”, лишь бы не мешали жить и не нарушали их покой. Ну как тут не согласиться с расхожим мнением о том, что наши люди не готовы к настоящей демократии!
Не потому ли и сотрясают многочисленные скандалы, за которыми следуют бесконечные судебные тяжбы, такую стратегически важную отрасль как ЖКХ & КСК? Хотя там должна властвовать ДИКТАТУРА ЗАКОНА, потому что это система жизнеобеспечения миллионов казахстанцев, проживающих в многоквартирных домах. И руководить этой системой, включая низовые звенья, должны крепкие профессионалы. Это, если на то пошло, вопрос общественно-национальной безопасности. И я полагаю: все мало-мальски важные телодвижения в этой системе следует прописать в документе, в котором нужно максимально учесть необходимые нормы и возможные “мины” (см. “Небесполезные советы” на этой странице).
Возможно, придется основательно попотеть законо- и нормотворцам над их формулировками. Но оно стоит того - ведь мы все страшно хотим жить в цивилизованном обществе, не тратить свое драгоценное здоровье и нервы на выяснение отношений в “коммунальной квартире”. Так почему бы об этом не позаботиться государству, положив конец “броуновскому движению” КСК? Мы ведь все платим налоги, а госорганы существуют на деньги налогоплательщиков, на НАШИ деньги!
Однако кардинально оздоровить ситуацию в ЖКХ & КСК способна все-таки лишь радикальная реорганизация кооперативов с созданием, как предлагает обозреватель нашей газеты Пётр СВОИК, на уровне целых жилых комплексов и микрорайонов (таких как, например, алматинские “Самал”, “Таугуль”, “Тастак” и других) профессиональных управляющих компаний, оснащенных необходимым оборудованием и средствами связи, чтобы они оперативно реагировали на все нужды людей. То есть каждая из таких управляющих компаний (УК) получит в управление массив домов, связанных едиными коммуникационными сетями вместе с их дворовыми территориями. (Кстати, при такой реорганизации сама собой отпадет проблема дележки разными КСК соседствующих домов и их общего двора).
Целесообразно наделить эти УК полномочиями по управлению финансовыми ресурсами, складывающимися из обязательных взносов жильцов (естественно, под контролем госведомств как учредителей этих компаний - с одной стороны и представителей гражданского общества - с другой). А активистам обновленных КСК, каждый из которых будет представлять собой один многоэтажный дом, предоставить функции парламентариев в своей УК по принципу: чем больше квартир и подъездов в многоэтажке - тем больше голосов “депутатов”. Их вклад в общее дело, конечно, должен вознаграждаться. На мой взгляд, лучше оплачивать их работу - вместо предоставления льгот на коммунальные платежи. Так мы соблюдем незыблемый принцип равных прав и обязанностей граждан. А социально уязвимые слои населения поддержит государство.
При этом считаю схоластикой рассуждения о том, вправе ли владелец квартиры в многоэтажке самостоятельно выйти из КСК или отказаться от услуг территориальной УК в пользу другой. Это все равно что недовольный обслуживанием пассажир, проехав полпути в поезде из Алматы в Астану, потребует немедленно развернуть состав и вернуть его на станцию отправления.
Небесполезные советы
- Хочешь создать и возглавить КСК или управляющую компанию (УК) - пройди тестирование в компетентной комиссии из представителей госорганов и городского общественного совета на знание законов и хозяйственно-управленческих навыков, получи сертификат.
- Регистрация нового КСК/УК недопустима без заключения компетентного органа (в частности жилищной комиссии при акимате) о том, что предложенный проект состоятелен, экономически и финансово просчитан, рентабелен и т. д.
- Нужно утвердить единые (типовые) расчеты и механизмы начисления зарплаты руководителям КСК/УК в зависимости от количества входящих в его состав домов.
- Запретить переходы домов из одного КСК в другой как минимум за месяц, а то и за два, до начала отопительного сезона, когда ведется активная подготовка к нему и заключаются договоры с тепловиками на обслуживание, а также в зимний период (за исключением чрезвычайных, форс-мажорных ситуаций).
- Ввести обязательные к соблюдению стандарты качества и состояния общедомового имущества, прежде всего кровель, подвалов, жилых подъездов, лестничных площадок, водопроводно-канализационных сетей, если целесообразно - то и придомовых территорий, включая детские площадки. Причем очень желательно расписать до мелочей, что можно и чего нельзя категорически размещать или хранить на крышах и в подвалах домов - из соображений безопасности. В случае нарушения этих норм предусмотреть суровые санкции в отношении виновных, а если повинен руководитель КСК/УК - отстранять от должности.
- Обязать участковых инспекторов или представителей местной полицейской службы (МПС) участвовать в собраниях членов кооператива в целях обеспечения общественного порядка, недопущения брани и оскорблений. В конце концов общение с людьми - их далеко не последняя обязанность.
Наиль ИШМУХАМЕТОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы