Примирения не будет?
В минувшую субботу в Алматы прошла акция против возможности примирения сторон по делам об изнасилованиях, организованная феминистской группой Kazfem.
Согласно Уголовному кодексу, деяние, предусмотренное частью 1 статьи 120 (изнасилование), наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет, а значит, относится к категории преступлений средней тяжести, по которым виновник может быть освобожден от уголовной ответственности в случае примирения с потерпевшей стороной. Однако общественность считает, что это неправильно.
25 августа в Астане прошел “круглый стол” “Жизнь без страха”, в ходе которого правозащитники потребовали исключить возможность примирения сторон.
- Изнасилование - это тяжкое преступление, - говорила тогда лидер национального движения против сексуального насилия “Немолчи.kz” Дина СМАИЛОВА. - Я хочу, чтобы вы услышали, что такие преступления необходимо перевести из разряда средних в тяжкие. Как жертва изнасилования я прошу вас увеличить сроки наказания как минимум от 10 до 20 лет. Это наказание соответствует тому преступлению, которое совершает насильник.
Эту инициативу поддержали многие общественные организации, в том числе и Kazfem, активистки которой в субботу провели на алматинском Арбате флешмоб под названием “Освобождение Фемиды”. “Сотрудник полиции”, “муж-алкоголик” и “священнослужитель” провели по Арбату связанную “Фемиду”. В какой-то момент “муж” при молчаливом согласии “священнослужителя” передал “полицейскому” взятку, после чего появилась группа активисток, которая освободила “Фемиду” и вернула ей весы.
Затем девушки выстроились поперек улицы с плакатами “Угрозы + коррупция = примирение сторон”, “Изнасилование нельзя спровоцировать”, “Ни мужа, ни бога, ни господина” и т. д. По словам активисток, напомнивших о последних громких делах (групповое изнасилование в Есике, надругательство над шестилетней девочкой в Актау и др.), акция стала визуализацией того, как стараниями патриархального общества, религиозных деятелей и представителей исполнительной власти правосудие в нашей стране превратилось в инструмент реализации интересов привилегированного класса, завязанного на коррупции и связях.
- Примирение сторон развязывает руки насильникам, - считают представительницы Kazfem. - Каждое дело об изнасиловании должно заканчиваться реальным сроком.
Мадина АИМБЕТОВА, фото предоставлено Kazfem, Алматы