8379

Осколок Черноморья

Через Саки на Мойнаки* - так сегодня можно охарактеризовать жизнь и настроения крымчан

Ставшая знаменитой реплика премьера РФ Дмитрия МЕДВЕДЕВА “Просто денег нет… Вы держитесь здесь!”, брошенная на прощание пенсионерам Крыма в минувшем мае, очень точно отражает состояние дел на этом полуострове: люди тут действительно маются.

За два года после того, как древняя Таврида вновь стала российской вотчиной, в самом потенциально привлекательном для семейного отдыха городе-курорте Евпатории разительно изменились разве что цифры на ценниках. Стремительный рост коммунальных тарифов и цен на местных базарах вынудил здешних пенсионеров напрочь забыть двукратную прибавку к их жалованью весной 2014-го. Ценам дивятся даже москвичи, которых угораздило провести свой нынешний отпуск в Крыму. Мы же всей семьей вновь посетили Кезлев спустя два года, чтобы проведать родную тетю (наши первые репортажи о жизни российского полуострова см. в номерах “Времени” от 15.7 и 16.7.2014 г. - “Путешествие в Крым: души прекрасные порывы!”).
Покупаем квас. В Евпатории - кто не знает - его продают на розлив на улице в тех же знакомых с советского детства желтых прицепных цистернах.
- Че это вы мне даете?! Куда я с ними? - недовольно затараторила продавщица, принимая от меня две 50-копеечные монеты, которые я ей подал вместе с рублями. - Их уже нигде не берут! Что на них купишь? Все дорожает… - продолжала бубнить, но уже не так гневно, квасница, наливая в пластмассовые стаканчики обворожительно вкусный холодный напиток.
То есть полрубля (2,5 тенге на наши деньги) для этой крымской женщины уже ничего не значит. А как же “копейка рубль бережет”? Сравните ценовой размах: везде ли вам что-то у нас продадут, если не будет хватать 2-3 тенге? А ведь сегодняшняя Евпатория далеко не самое притягательное место в Крыму для туристов: те же, что и два года назад, разбитые дороги, те же снующие по ним маленькие автобусы-маршрутки, замершие в унынии стройки. В Ялте и Севастополе, конечно, поинтереснее, но как-то на этот раз нам туда расхотелось. И не в последнюю очередь из-за денежного вопроса.
С другой стороны, в Евпатории одни из лучших в Крыму пляжи: побережье песчаное, берег пологий, вода чистая. Да и здешние целебные грязи говорят в пользу отдыха на западном побережье Тавриды. Но как-то неуютно нам было здесь на этот раз. На лицах пожилых евпаторийцев ярко выраженная угрюмость и обреченность. И брюзжащее недовольство. Оно, кажется, прочно обосновалось в душах многих простых жителей этого города. Люди - кто громко, кто тихо - возмущаются даже в тех ситуациях, которые их не касаются.
- Да как же эта женщина передаст ваши деньги за проезд, если одной рукой она держится, чтобы не упасть, а в другой у нее сумка?! - неожиданно заголосила в тесном автобусе дама средних лет, укоряя молодую пару, явно ехавшую на пляж.
“Понаехали тут!” - продолжил я невольно тем же тоном, но про себя эту тираду.
Эх, если бы знали, какой сервис их ждет на расхваленном российскими федеральными телеканалами полуострове, думаю, вряд ли спешили бы сюда косяками “материковые” соотечественники крымчан. Например, нашу семью неприятно поразил тот факт, что здесь не работает российский “Билайн”: купленная в Казани симка не подавала признаков жизни все 10 дней нашего пребывания на полуострове. Не спасал и казахстанский роуминг, несмотря на пятизначную сумму на счете моего мобильного номера. Хотя два года назад связь была! По словам приезжих, МТС работает через крымские компании, но связь нестабильная. А сами крымчане безбожно ругаются на местных операторов: разговоры внезапно обрываются, клиенты и родственники то и дело вдруг оказываются вне сети.
Банкоматы выдают только российские рубли. Обменять имеющиеся на руках доллары и евро можно лишь в отделениях комбанков по о-о-очень выгодному для них курсу - привычных нам обменников попросту нет.
В автобусах и трамваях, как вы уже, наверное, догадались, сплошной наличный оборот. Причем если в трамваях по салону курсируют кондукторы (кстати, плата за один проезд нынче 11 рублей против 7 рэ два года назад), то в пазиках пассажиры передают денежку (13 рублей за человека против 10 соответственно) напрямую водителю. И никаких тебе билетиков, все на честном слове и твоей совести. В общем, без “Оњая!”, но и без прогресса.
Такси. Не более чем 10-минутный проезд от дома до пляжа с учетом светофоров и перекрестков обошелся нам в 200 рублей. Все другие дни предпочли трястись до песочного побережья и обратно в автобусе.
По-прежнему хорошо, в смысле ритмично, работает в Крыму лишь междугородний автобусный транспорт. Довольно дешевое удовольствие в прямом смысле этого слова. К примеру, вояж из Евпатории в Симферополь обошелся нам четверым с оплатой двух багажных мест в общей сложности без малого всего в 400 рублей. Правда, большинство междугородних автобусов без кондиционеров, и это в 30-35-градусную жару. Нам улыбнулось проехаться в Крыму более комфортно, с воздухоохладителем, лишь раз - прямым рейсом из восточного Судака в западную Евпаторию.
Ну а что же с ценами на продукты питания? Они тоже сильно кусаются. Все, что не взращивается или почти не производится на полуострове, заставляет изрядно поумерить аппетиты. Картошка на рынке Евпатории - 80 рублей за кг, а хороший шмат говядины может потянуть на 500 и более за кило! Поэтому крымчане в основной своей массе предпочитают мясо кур и индюшек.
Все логично и прозаично: полуостров в земной блокаде. Украина еще в ноябре прошлого года официально прекратила всяческие торговые отношения с “оккупированной” территорией. Добавьте санкции Запада. Импорт из других стран (в частности, на одном из городских рынков видели виноград из Египта!) только по воде или воздуху, равно как и завоз из России. Этим и объясняется дороговизна всего привозного, к ценам которого, как это часто случается в подобных ситуациях, легко привязались местные товаропроизводители.
Вот и потускнели энтузиазм и надежды крымчан на лучшую жизнь под российским триколором. Возможно, поэтому нам ни разу за 10 дней не попались на глаза бравурные билборды типа “Крым - наш!”, которыми полуостров был буквально нашпигован два года назад. Обе­щанные Москвой реки субсидий и инвестиций? О чем вы… Ситуацию пригвоздил все и всех поглощающий экономический кризис.
Естественно, не придали оптимизма жителям Тавриды и диверсии украинской стороны: сначала та перекрыла подачу воды, а прошлой осенью устроила им сплошной энергомрак, взорвав опоры линий электропередачи и тем самым обе­сточив полуостров.
Энергетическую блокаду власти сняли лишь в этом году, и теперь своеобразной лакмусовой бумагой, проверкой заверений Москвы в светлом будущем Крыма станет окончание строительства авто- и железнодорожного моста через Керчинский пролив, который соединит полуостров со всей страной. Этого дня, который согласно планам должен настать в 2018 году, как манну небесную ждет все крымское население: мол, обе­щали - так держите слово, нужны стройматериалы, техника, оборудование, рабочая сила, дешевое продовольствие. “Вот именно, что только ждут и ничего не делают сами!” - не скрывают усиливающегося раздражения “чужие” - чиновники и специалисты из других регионов РФ, решившие испытать счастья и сделать карьеру на новом месте.
Кстати, наш визит на полу­остров совпал по времени с упразднением Крымского федерального округа России и объединением его с Южным - ЮФО. Судя по всему, нарастает борьба элитных группировок - местной и московской. Впрочем, и в Киеве при поддержке Запада пока не прощаются с надеждами вернуть Крым. Да и в среде крымских татар, поговаривают, есть те, кто всерьез считает: своего веского слова еще не сказала официальная Анкара. Хотя после недавнего визита в Санкт-Петербург и встречи с президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ турецкого лидера Реджепа Тайипа ЭРДОГАНА этот настрой, видимо, сойдет на нет.
Кто же основательно склеит осколок Черноморья под названием Крым в своих интересах? Москва считает этот вопрос давно решенным, а потому излишним. Но вот тот же “Билайн” почему-то не спешит пускать корни в Крыму. И эта компания далеко не одна в такой игре. Понятно: зайди они в Крым - рухнет их бизнес в западных странах. А как же тогда национальные интересы?

Из досье

- Население Крыма, по оперативным данным Росстата, составляет 1,9 млн. человек, при этом городских жителей - 50,45%. В национальном разрезе русских на полуострове - 62,86%, украинцев - 15,42%, крымских татар - 12,13%, татар - 2,23%, представителей остальных наций и народностей - менее одного процента по каждой из них, в том числе караимы - 0,03%, крымчаки - 0,01%.
- Евпатория (в переводе с греческого - “благородная”, “рожденная благородным отцом”, крымско-татарское название - Кезлев) - черноморский курорт с населением 106,2 тыс. человек (третий по этому показателю город на полуострове), крупнейший промышленный центр северо-западного Крыма, расположен в 65 км от Симферополя.
- В этом городе-курорте (как, впрочем, по большому счету, и во всем Крыме) нет крупных промпредприятий - в основном пищевые и перерабатывающие. Среднемесячная начисленная зарплата (без выплат социального характера), по официальным данным, 20 750 рублей, что составляет 85,5% к среднему уровню по полуострову.
- В Евпатории 64 санаторно-курортных учреждения (без учета гостиниц), и в разгар летнего сезона ее население увеличивается в несколько раз. Ежегодно на отдых и лечение сюда приезжает около 700-900 тыс. человек. Город традиционно принимает 23% всего турпотока Крыма.

Наиль ИШМУХАМЕТОВ, фото автора, Евпатория - Алматы

Вместо P.S. Два года назад не успели мы, вернувшись из Симферополя в Алматы авиатранзитом через Санкт-Петербург, пережить свои первые крымские впечатления, как над Украиной сбили малайзийский “Боинг”. Кто это сделал, доподлинно неизвестно до сих пор. А на этой неделе, только мы обернулись с черноморского полуострова, ФСБ РФ сообщила: в Крыму разоблачена агентурная сеть Главного управления разведки украинского Минобороны, предотвращены теракты. И хотя украинская сторона тут же поспешила отвергнуть обвинения в свой адрес - тревожно, однако...

Поделиться
Класснуть