Салон простоты
Старейший алматинский художественный павильон “Онер” в скором времени может прекратить свое существование - АТФБанк забирает помещение за долги.
Напомним, салон “Онер”, расположенный на пересечении улиц Фурманова и Шевченко, открылся еще в 1986 году. Для многих казахстанских художников это место было настоящим спасением - только тут они могли выставлять свои картины на продажу и зарабатывать себе на хлеб. Но, к сожалению, скоро всему этому придет конец - помещение теперь принадлежит банку, и художников из него попросили удалиться.
А началась эта история следующим образом. В 2008 году в “Онер” в качестве клиентки пришла некая Светлана ЛАГУТИНА, которая купила несколько картин и попросила владельца салона, известного искусствоведа Сергея ФИРСОВА, помочь ей оформить домашний интерьер. Тот согласился, и мало-помалу между его семьей и Лагутиной завязалась дружба. В то время Фирсов искал деньги на свой проект “Тау Онер” (“Город мастеров”), и когда новая знакомая предложила ему прибыльный бизнес - добычу гравия, с радостью согласился. Правда, денег на покупку земли и контракта на недропользование у Фирсовых не было, поэтому они по совету новой знакомой взяли кредит в банке, предоставив в качестве залога в числе другого имущества салон “Онер”.
Но буквально через несколько дней после того, как сделка была завершена, они получили уведомление о том, что по этому контракту на недропользование работы вести невозможно. Выяснилось, что в отношении фирмы, 100 процентов доли в которой купили Фирсовы, имеется решение суда о запрете на разработку карьера. Кстати, про этот карьер в поселке Байсерке в то время писали многие СМИ, в том числе и наша газета. Местные жители протестовали против добычи гравия прямо у них под окнами и в итоге добились своего.
По словам Сергея Фирсова, он был не единственным, кто пострадал от действий Светланы Лагутиной. Она впарила контракт на недропользование еще одним людям, за что в итоге была приговорена к семи годам лишения свободы. А вот уголовное дело, возбуждения которого Фирсовы добились лишь в 2014 году, несколько раз прекращалось и возобновлялось, и до сих пор по нему не принято никакого процессуального решения. А банк, с которым Фирсовы долго судились, тем временем переоформил часть залогового имущества на себя и теперь требует освободить помещение.
- Что интересно, в качестве залога мы представили банку помимо салона “Онер” сам карьер, землю, технику и наш дом, - говорит Сергей Фирсов. - Но почему-то банк не хочет их забирать - его интересует только салон. Сейчас к нам постоянно приходят судебные исполнители и требуют освободить помещение. Но они не хотят принимать во внимание тот факт, что сейчас идет расследование уголовного дела по статье “мошенничество”. Мы же хотим, чтобы вначале было проведено объективное расследование!
Художники, чьи работы выставлены в “Онере”, этой ситуацией крайне возмущены и намерены в ближайшее время подать в городской акимат заявку на проведение митинга в защиту салона.
- Художники на протяжении 25 лет просто выживали, - говорит член правления Союза художников Казахстана Владимир КИРЕЕВ. - У нас в Казахстане больше нет выставочного зала. Нет художественного фонда, где Сергей Фирсов когда-то был руководителем. Министерство культуры нам не помогает. А этот зал был единственным, где мы могли выставлять свои картины!
- В жизни есть такие ценности, которые не продаются и не покупаются, - вторит ему известный художник и скульптор Армат БЕКТАС. - По закону можно много чего обыграть. Но это место, я считаю, при любом решении суда надо оставить за художниками. Это историческое место, оно имеет очень большое значение. Ко всему прочему это единственный цивильный салон, где художники выставляют свои работы, и он сделан по всем стандартам, вплоть до того, что в зале контролируются температура и влажность. Так что надо не отбирать его, а, наоборот, сделать все, чтобы таких мест стало больше!
Между тем в пресс-службе АТФБанка, куда мы обратились за комментариями, нам сообщили, что банк получил право собственности на помещение салона “Онер” в декабре 2013 года. Однако предыдущий владелец отказался съезжать, в связи с чем банк обратился в суд с иском о выселении.
- Данный иск был удовлетворен решением специализированного межрайонного экономического суда Алматы от 29 апреля 2014 года, - говорится в ответе АТФБанка на наш официальный запрос. - 17 июля 2014 года частный судебный исполнитель вручил представителю должника уведомление о принятии на исполнение решения суда. 28 июля 2014 года бывшему владельцу было вручено еще одно уведомление, согласно которому предоставлялось десять календарных дней для добровольного исполнения решения суда по выселению. В целом банк неоднократно шел навстречу бывшему владельцу, предоставляя время для добровольного освобождения помещения. Тем не менее все сроки, предоставляемые банком, не выполнялись. Далее банк неоднократно принимал меры по реализации своего права на помещение и регулярно сталкивался с необоснованным противостоянием со стороны бывшего владельца. С осени 2014 по февраль 2016 года между заемщиком - ТОО “Салон-магазин “Онер” - и банком продолжались судебные тяжбы об оспаривании решения международного третейского суда IUS и регистрации права собственности на помещение в различных судебных инстанциях. По их результатам решение третейского суда оставлено в силе, а право собственности зарегистрировано за банком. С 27 июля 2016 года исполнение решения суда по выселению приостановлено в связи с истребованием судом исполнительного производства в рамках гражданского дела по жалобе ТОО “Салон-магазин “Онер” на действия частного судебного исполнителя. В настоящее время определением Алмалинского районного суда № 2 района жалоба направлена по подсудности в Бостандыкский районный суд.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы