4771

А счётчик-то дырявый...

После выхода статьи о том, как ТОО “Абонентский расчетный центр “Алматыгаз” начисляет огромные счета потребителям (см. “Поставили на счетчик”, “Время” от 3.8.2016 г.), эта компания распространила информацию: в Алматы около 66 тысяч потребителей газа имеют долги, и поэтому в предотопительный сезон проводится работа по их взысканию.

Пожалуй, оперативным взысканием долгов и можно было бы объяснить то, почему героям нашей публикации пришли квитанции с суммами, значительно превышающими их зарплаты и пенсии. Эти потребители уверены, что газовики хотят решить свои финансовые проблемы за их счет. Возмущение людей вполне обоснованно: Ануар БЕСЕМБЕКОВ оказался должен газовой компании 153 531 тенге за то, что его счетчик просто остановился, в газовом приборе Алексея КОСТРОМИНА, с которого снимали показания без проблем, экспертиза вдруг обнаружила, что срезана поверочная пломба, и отправила счет в 1 376 183 тенге, а в пустом доме 80-летней труженицы тыла Натальи ВАЖЕВОЙ, где никто не проживал, насчитали газа на 6151 тенге. Причем все эти проблемы обнаружились после замены старых приборов учета на новые.
Однако абонентский расчетный центр “Алматыгаз” (АРЦ “Алматыгаз”) в ответе на наш запрос заявляет: все действия их сотрудников проведены в строгом соответствии с нормативно-правовыми документами! При этом газовая компания отмечает: наличие должников “не может не сказываться на оказании качественных эксплуатационных услуг”. По логике АРЦ “Алматыгаз” получается так, что потребители сами виноваты в том, что счетчики, принадлежащие компании, останавливаются, или после экспертизы оказывается, что на них была срезана пломба. “При обнаружении неисправности прибора учета расчет потребленного газа производится по действующим нормам потреб­ления газа за последние шесть месяцев с учетом произведенной бытовым потребителем оплаты”, - указано в ответе на запрос.
Тем не менее сама газовая компания признает, что от технических ошибок никто не застрахован: специалисты сделали перерасчет Бесембекову - уменьшили сумму до 78 206 тенге. Оказалось, что вместо 245 квадратных метров отапливаемой площади у газовиков числилось 370. Что касается Натальи Важевой, объясняет АРЦ “Алматыгаз”, то “в большинстве случаев подобные расхождения связаны с некорректным расчетом абонентами разницы контрольных показаний приборов учета. Во избежание возникновения подобных ситуаций абоненту необходимо рассчитывать последние контрольные показания, вычитая оплаченные контрольные показания в счете-квитанции”.
А вот у Алексея Костромина, которого обвиняют в том, что он срезал поверочную пломбу, самовольно подключился к газоснабжению и потреблял газ, минуя прибор учета, “обнаружить представителю поставщика при предыдущих посещениях это не представлялось возможным… Также в обязанности контролера не входит осуществлять контроль над сохранностью и целостностью пломб”, сообщается в ответе газовиков. И именно поэтому “поставщик вправе произвести начисление в размере, рассчитанном по мощности газопотребляющего оборудования из расчета их работы 24 часа в сутки за период со дня последней поверки приборов учета и схемы их включения по день обнаружения”. Таким образом и появился миллионный долг. При этом в качестве рекомендаций газовая компания сообщает: “При визуальном осмотре следует обращать внимание на отсутствие повреждения на корпусе прибора учета, наличие пломб и целостность пломбировочной лески. Также при включенном газовом оборудовании сумматорные ролики красного и черного цветов крутятся и меняют показания счетного механизма. Однако существует определенный вид повреждений, который не может быть определен визуально”.
А может ли быть визуально определена... дырка в счетчике? Еще одному потребителю Марине ДЁМИНОЙ в феврале этого года после замены прибора учета пришел счет в размере 1 130 476 тенге с указанным нарушением: “На дне крышки сквозное отверстие”. Однако, до того как счетчик отправили на экспертизу, дырку никто не видел. Более того, не заметил этот дефект и никак его не зафиксировал в акте слесарь компании, тогда как в самом документе есть пункт “выявленные нарушения”. Напрашивается вывод: раз нарушение не запротоколировано, то его и не было. Чтобы доказать это, Дёмина отправилась в суд.
- При визуальном осмотре и я, и судья Алмалинского райсуда Каракоз КИСТАУОВА увидели эту дырку. Как же слесарь-профессионал не мог ее обнаружить? - недоумевает председатель общественного объединения “АРД” Денис АЛИМБЕКОВ, представляющий интересы Дёминой. - При этом на судебном процессе представитель ТОО “АРЦ “Алматыгаз” подтвердил, что в обязанности слесаря входят визуальный осмотр и фиксация повреждений приборов учета. При этом сам газовый счетчик упаковывается в полиэтиленовый пакет, обматывается скотчем, но спецпечать, спецпломба и подпись собственника на него не ставятся! Какой же это вещдок? Если у газовой организации не хватает сотрудников, чтобы помочь слесарям осуществлять качественный визуальный осмотр, составление акта со всеми нарушениями, выявленными при осмотре газового счетчика, надлежащее упаковывание его при демонтаже, то это проблема самой организации, а не собственника дома! Недочеты в работе по демонтажу ИПУ не означают, что нужно нарушать права потребителей, выставляя огромные суммы за газ.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Комментарий в тему

Александр КАПЛАН, юрист:
- Прежде всего рекомендую при чьем-либо вмешательстве в работу счетчика фиксировать весь процесс на видео. При проведении поверки прибора учета, если у него еще не закончился срок эксплуатации, не допускайте его замены на другой - на новом могут быть указаны бóльшие цифры, чем на снятом счетчике. А это может вызвать вопросы, вплоть до судебных, у газовиков. Также рекомендую приобретать и устанавливать современные и новые счетчики за свой счет - законом это не запрещено - с пломбами и неистекшей датой поверки. При вмешательстве постороннего лица в работу прибора учета требуйте от него соответствующее удостоверение специалиста-газовика. Соблюдение этих рекомендаций существенно снизит риск судебных процессов и требований газовиков.

Поделиться
Класснуть