Ничего не видят, ничего не слышат
История одной стройки, которую должны были приостановить еще год назад, но почему-то забыли
В отличие от алматинки Татьяны СТЕПОВОЙ, которая все-таки добилась судебного решения о сносе - причем за деньги застройщика! - незаконно возведенного им впритык к стенам жилища женщины пятиэтажного здания на улице Шокая (см. “Место под солнцем”, “Время” от 5.7.2016 г.), Игорю ВОЛОХОВУ в аналогичной эпопее далеко до хеппи-энда.
Строительные работы на пятачке улиц Жуковского - Кабанбай батыра - Бегалина в Алматы закипела в 2014 году. Вскоре выяснилось, что ТОО “Exclusive stroy” выкупило частные дома в округе, с тем чтобы на их месте отгрохать современный жилой комплекс 10-этажных домов. И все бы ничего, но велось строительство с такими нарушениями, что местные жители попросту не могли молчать. С тех пор у Игоря Волохова (у него здесь небольшой частный дом) и его соседей накопилась целая кипа писем, отправленных в различные инстанции.
Их Игорь показывал нам, когда мы в середине августа прошлого года в первый раз приехали, чтобы воочию увидеть эту “стройку века” местного пошиба (см. “А стройку ГАСК и не заметил”, “Время” от 14.8.2015 г.). Тогда еще не успели возвести ни один из домов, этажей у строившихся строений было поменьше, да и об отделке еще никто тогда и не задумывался. Зато на руках у местных жителей к тому времени уже было постановление управления государственного архитектурно-градостроительного контроля (УГАСК) о приостановлении строительно-монтажных работ, а в том же августе появилось и соответствующее решение специализированного межрайонного экономического суда Алматы. Забегая вперед, отметим, что в материалах уже нового судебного дела говорится, что в том, первом, судебном заседании “сторона ответчика не отрицала установленных государственным учреждением и судами фактов нарушения при строительстве многоквартирного жилого дома, в частности, отсутствия необходимой утвержденной проектной и разрешительной документации”. Но то решение ничуть не изменило ситуацию: стройка по-прежнему бурлила. В этом мы не раз убеждались и сами, когда периодически наведывались на улицу Бегалина. Сравнивая тогдашние снимки нашего фотокорреспондента, можно понять, какими стахановскими были темпы возведения этих многоэтажек.
Уже все практически готово к сдаче, по крайней мере, можно констатировать, что завершена внешняя отделка - фасад ЖК играет яркими цветами обшивки, зазывая потенциальных покупателей. А между тем до сих пор не выполнены все надлежащие требования и условия для ведения строительства! В наших палестинах это, похоже, простая формальность, которую можно уладить в любой момент.
Видя, что решение специализированного суда о приостановлении стройки никто не выполняет, Волохов подал аналогичный иск по месту жительства - в Медеуский райсуд Алматы. Он просил обратить внимание законников на новые факты - результаты строительно-технической экспертизы. А она определила, что расстояние между домом Волохова под номером 66 по улице Бегалина и строящимся объектом составляет всего 5,04 метра при норме 10! Основываясь на этом, суд постановил: “Обязать ответчика за свой счет снести незаконно возведенное им строение на расстоянии 10 метров от ближайшей стены домостроения Волохова”.
- Что это за строение? - интересуюсь у Игоря.
- Паркинг, именно он находится в этом месте. Решение суда должно вступить в законную силу 27 июля, я жду этого момента - работы-то продолжаются. Сами новые высотки находятся на приличном расстоянии от моего жилища, поэтому их, скорее всего, не тронут. Чтобы добиться их сноса, такой же иск, как и я, должны подать соседи. Но они этого не делают - люди разуверились в справедливости и законах, - разводит руками мой собеседник. - Хотя поначалу соседи тоже пытались отстаивать свои права. А сейчас они мне говорят уже в открытую: “Вот ты бегаешь по судам да инстанциям уже второй год - и что толку?!”
Не надо быть большим специалистом, чтобы оценить, насколько тесным оказалось соседство старожилов улицы Бегалина и выросших здесь новостроек. Один из домов построен практически впритык к коттеджу, расположенному рядом с жилищем Волохова. Его хозяева открывают окно в комнате и упираются взглядом в стройку, до которой при желании можно дотянуться рукой!
- Да и я, признаться, был очень удивлен тому, что райсуд принял такое решение - только лишь в отношении паркинга, - признается Игорь. - Но я считаю, что все равно нужно бороться, нельзя просто смириться и ждать! Хотя мой иск удовлетворен лишь частично, все равно появилась надежда. Теперь осталось добиться, чтобы это решение суда было исполнено. Правда, ко мне за все это время не обращались ни из УГАСК, ни из акимата. Хотя, по идее, именно контролирующие органы должны собирать все данные о стройке и добиваться того, чтобы она велась законно.
Да, требование Волохова полностью приостановить стройку суд не удовлетворил, ссылаясь на то, что ранее уже было принято аналогичное решение (то самое, которое датировано августом 2015 года!). Но при этом в постановлении райсуда есть еще один весьма примечательный пункт: “Необходимо вынести в адрес УГАСК города Алматы частное определение, обратив их внимание на то, что при наличии решения суда по иску о приостановлении работ незаконное строительство продолжается. При этом государственное учреждение практически самоустранилось и не принимает мер к принудительному исполнению решения суда либо инициированию обращения в суд о сносе всего незаконно возведенного строения (выделено нами. - О. А.)”.
Вот кто мне, автору этих строк, объяснит: почему решение о сносе незаконно построенного паркинга кажется чуть ли не сенсацией районного масштаба, а бездействие уполномоченного органа, призванного контролировать все стройки города, выглядит обыденным? Интересно, как в этой ситуации поведет себя УГАСК? А ведь это уполномоченная государством контролирующая организация, которая практически в течение года делала все, чтобы не замечать строительства целого жилого комплекса, выросшего прямо посреди частного сектора! Остается надеяться, что контролеры проявят твердость, как в случае с Татьяной Степовой, и добьются исполнения закона в полном объеме. Или на этот раз наденут совершенно черные очки и заткнут уши ватой? Чтобы ничего не видеть, ничего не слышать. Либо попросту поймают тишину?
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Уточнение
В материале “Ничего не видят, ничего не слышат” (“Время” от 19.7.2016 г.) о стройке в Медеуском районе Алматы допущена ошибка: на участке улиц Жуковского - Кабанбай батыра - Бегалина возводятся не четыре, как было указано в материале, а два дома - один из них (со стороны улицы Кабанбай батыра) уже введен в эксплуатацию. Спорным остается второй объект. Приносим свои извинения.