Об инновациях и клозетах
Субъективные заметки нашего корреспондента с V инновационного форума “Алматы - город, комфортный для жизни и бизнеса”
Как будет развиваться южная столица? Этим вопросом в очередной раз задалась целая плеяда высоких гостей, которых собрали в зале одного из пятизвездочных отелей Алматы. Говорили много, пафосно и с твердой верой в будущее - светлое, конечно.
Было объявлено, что мегаполис станет центром для развития стартапов и хабом регионального значения - на его базе будут внедряться инновационные проекты. Звучали презентации, касающиеся применения передовых идей для развития городов, конкретные предложения, которые можно внедрить в Казахстане. Участники подписывали контракты, обменивались визитками.
Чиновники в массе своей ограничились общими фразами и замыленными пассажами типа “мы приняли парадигму, что Алматы - это город для людей, а не для машин”.
- У нас два основных критерия: экология и транспорт, - заметил аким города Бауыржан БАЙБЕК. - Вы знаете, что 80 процентов загрязнения приходится на транспорт. Ключевой вызов - провести транспортную реформу.
Об этих двух проблемах в основном и шла речь. И, нужно сказать, желающих поучаствовать в дискуссиях было немало. Например, в зал, где обсуждались экологические проблемы, набилось столько народу, что некоторым пришлось стоять, а опоздавших слушателей и вовсе не пускали внутрь. Порой было весьма любопытно послушать и отцов города, узнать, что они думают о тех сферах, за которые им поручено отвечать. Например, заместитель акима Алматы Румиль ТАУФИКОВ (на снимке), курирующий в том числе и общественный транспорт, честно признался:
- К сожалению, практически со времен распада СССР общественным транспортом никто не занимался. Вы все видите, какие автобусы ездят по городу. И эта ситуация, честно говоря, удручает. Стыдно даже бывает, что у нас такой общественный транспорт! Сегодня мы хотим сделать так, чтобы он был привлекательным для горожан. Мы начали с обновления парка. Второй шаг - электронное билетирование пассажиров “Оңай!”. Хотя к его работе есть много вопросов, но, думаю, со временем мы его отшлифуем и оно действительно заработает. Сейчас мы пытаемся подойти к проектам БРТ и ЛРТ. В этом году добавим еще 30 километров выделенных полос.
И прочая, и прочая, и прочая.
Блеснул ярким спитчем и другой замакима города Ерлан АУКЕНОВ (на снимке):
- Мы ждем и нуждаемся в инновациях и будем внедрять их в ускоренном режиме (это насторожило, если вспомнить, к чему привела спешка с запуском того же “Оңай!”, но молодой и энергичный замакима не сбавлял оборотов. - О. А.). На выставке, прошедшей на форуме, было заявлено множество проектов, на базе Алматы их реализуется 67. Надеюсь, что через год мы презентуем эффект, полученный от них. Первый принцип - минимизация расходов из бюджета. Например, мы ожидаем, что в следующем году запустим комбинат, который будет заниматься сбором, сортировкой и утилизацией мусора. Это будет реализовано без нагрузки на бюджет. На каждый вложенный тенге мы должны получить максимальный эффект.
Но когда господину Аукенову задали вопрос, касающийся реконструкции ливневой канализации, из-за проблем с которой с начала лета город периодически попросту топит дождевая вода, он инновационностью не отличился и, как водится, свалил все на погоду:
- Речь идет о том, что сложилась природная аномалия. Но вопрос изменения климата - это вопрос не только Алматы и Казахстана, это глобальный процесс. Подтопления происходят везде. Мы приглашали специалистов. Они нам говорят: “Если пропускная способность арыка 50 литров в секунду, а идет 500 литров, то тут будь хоть семи пядей во лбу”...
Может, пора придумать стартап, генерирующий не банальные ответы для чиновников? А то снегом завалит Алматы - непогода, дождем зальет - глобальное потепление. Не город, а сплошная казахстанская аномалия.
И еще пару слов о городе будущего. Не без гордости Аукенов отметил, что на форуме было подписано соглашение с компанией, которая за свой счет установит Wi-Fi в 30 парках и скверах. Что ж, кого-то эта новость, наверное, обрадует. Людей, уткнувшихся в свои мобильники, станет больше даже в тех местах, которые изначально созданы для прогулок и общения. “А может, на эти деньги лучше установить общественные туалеты, которых в большинстве парков тоже отродясь не было?” - задам я робкий вопрос. Для тех, кто не в курсе: в Алматы 130 зеленых зон, а оборудованные кабинки М/Ж есть только в нескольких из них. Впрочем, чего уж я о клозетах, когда речь об инновациях...
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Рикардо МАРИНИ, итальянский урбанист: У вас очень много бюрократии
Почему пришлось привлекать иностранных специалистов, для того чтобы изменить облик Алматы? Могли ли мы справиться с этой задачей сами? Об этом и не только в интервью с итальянским урбанистом, директором Gehl Architects Рикардо МАРИНИ (на снимке).
- Вы не первый раз в Алматы. Вам заметны перемены, которые происходят в городе?
- Я провел в Алматы в общей сложности уже около шести месяцев. И каждый раз, когда я сюда приезжаю, вижу изменения. Они не глобальны, но они есть. Простые, мелкие детали, из которых складывается общая картина. В городе становится чище, власти пытаются облагородить какие-то районы. И то, что они двигаются небольшими шагами, вполне естественно.
В проекте развития Алматы, который предложил Ян ГЕЙЛ, есть как сложные, так и простые для реализации рекомендации. Акимат начал с последних, потому что нельзя в один момент изменить облик города - на это понадобятся годы. К тому же главное - не сделать что-то на скорую руку, а добиться того, чтобы эти идеи поняли и приняли.
- С какими проблемами вам приходится сталкиваться при реализации проекта?
- Проблема в том, что в Казахстане очень много бюрократических сложностей, особенно это касается законодательных, правовых аспектов, они решаются очень долго. С тем же мы сталкиваемся в России и Аргентине, где сейчас работаем.
- Если бы вы были акимом Алматы, что бы сделали в первую очередь?
- Я бы встретился с горожанами и спросил у них, чего они хотят. Когда люди сами вовлечены в трансформацию того места, где они живут, работать гораздо легче. Ведь речь идет именно об их комфортности, а не кого-то постороннего.
- Некоторые местные архитекторы считают, что Ян Гейл и его команда, по большому счету, не предлагают ничего нового. Мол, все идеи общеизвестны, можно обойтись своими силами. Как вы относитесь к этому мнению?
- Конечно, по идее, ваши архитекторы должны сами строить и менять свои города - это ваша территория, ваша страна. Но мы, изучая их решения, видели, что они предлагают проекты, которые были актуальны 30-40 лет назад где-нибудь в Северной Америке, копируют британских и американских архитекторов. Часто строят объекты, не заботясь об их качестве и дальнейшей эксплуатации. Возвели - и пошли дальше. Да, наши услуги могут стоить дороже, но зато мы всегда ориентируемся на долгосрочную перспективу.
- Как вы себя ощущаете в Алматы?
- Мне здесь комфортно, нравится бывать в вашем городе. Недавно прошел по проспекту Аль-Фараби только для того, чтобы понять, что я при этом буду ощущать. Признаюсь, я гулял с удовольствием!
Дословно
- В Алматы есть все, чтобы люди восхищались этим городом, и аким развивает это. Инновационный город - это сумасшествие, которое обречено стать успешным. У нас есть умные телефоны, а теперь будет и город. Но нужно понимать, что умные технологии необходимы для улучшения жизни. И прежде чем тратить на них деньги, нужно провести исследования и понять, насколько они приживутся, будут ли уместны и смогут ли окупиться.
Сказано г-ном Марини на V инновационном форуме “Алматы - город, комфортный для жизни и бизнеса”.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Комментарий в тему
Жанат АЙТЛЕУ, руководитель управления архитектуры и градостроительства Алматы:
- Пока идет разработка проекта по предложениям Яна Гейла, основываясь на котором мы начнем действовать. В следующем году работы будут вестись на семи объектах, в частности на проспектах Абылай хана, Жибек жолы, улицах Байсеитовой, Панфилова, площади Астана. Но мы не можем сделать все то, что предлагал Гейл, например полностью убрать машины с площади Астана или проспекта Абылай хана, - городу нужно жить. Хотя, возможно, какую-то часть площади мы отдадим пешеходам. То же самое касается и улицы Панфилова. В перспективе мы хотим продолжить Арбат (проспект Жибек жолы. - О. А.) до Центрального парка отдыха. Бульварными станут части улиц Тулебаева и Айтеке би. Что касается зданий и сооружений, то они кардинально не изменятся. И сносить что-то ради реконструкции мы не собираемся.