3551

Кто первый встал - того и место

Парковки на улицах наших городов: кому, сколько и как придётся платить

Масштабные планы по организации сети платных парковок есть только в двух городах Казахстана - Астане и Алматы. И если в столице такие стоянки должны заработать в ближайшее время, то в самом большом городе Казахстана очередной проект недавно стартовал. Что нужно знать тем, кто решит воспользоваться услугами такой парковки?

В Алматы
- Стоимость стоянки 100 тенге в час. Первые 15 минут - бесплатно. Работает она с 8.00 до 19.00.
- Рассчитывать и оплачивать время стоянки нужно заранее. Для этого необходимо воспользоваться специальными паркоматами, установленными на площадках. Они принимают монеты номиналом 50 и 100 тенге и платежные карты. Также действует мобильное приложение “Парковки Алматы”.
- Штраф за неоплаченную парковку - три МРП (6363 тенге). Его наложат даже в том случае, если человек изначально оплатил место на стоянке, получил подтверж­дающий чек, но более чем на 15 минут просрочил указанное в нем время. Если вы, наоборот, уехали раньше, то переплату могут вернуть только через мобильное приложение, где идет поминутная оплата.
- Если автомобилист встал в зону парковки и отказывается платить, штрафуют на ту же сумму. Занимать это место он может хоть до бесконечности, принципиально его не покидая. Правда, при этом каждые сутки упрямцу будут выписывать новый штраф на 6363 тенге.
- Эвакуировать машины с платной парковки не будут. Но в “Алматы спецтехпаркинг сервисе” все же появятся свои порталы, на которых будут увозить авто, припаркованные с нарушением ПДД в других, не оборудованных такими парковками местах. Пока компания уже сделала заказ на поставку одного эвакуатора, если понадобится, со временем их станет больше.
- Пока платная парковка действует только в одном месте - по улице Зенкова между Жибек жолы и Макатаева. Но до конца июля еще на трех прилегающих к Зеленому базару улицах появятся такие же стоянки. Всего же до конца этого года будет организовано 56 тротуарных парковок (машино-мест на них может быть от десяти до 60-70) и 10 парковок площадочного типа. А вот к концу следующего должно появиться еще 100 тротуарных и 37 стояночных площадок.

В Астане
- Проект еще не заработал, по­этому данные предварительные, но уже по ним понятно, что парковка в столице будет отличаться от алматинской. Стоимость - 150 тенге в час.
- Кроме паркоматов площадки будут оборудованы специальными датчиками, считывающими номер автомобиля. Это значит, что все будет происходить без участия человека (в Алматы на стоянках работают инспекторы, которые каждые 15 минут фиксируют стоящие машины).
- В Астане на организацию парковок выделят 259 участков, первые “платники” появятся на Левом берегу.

Фишки и таблички “для своих”
- Никто не имеет права выставлять фишки или таблички “Только для клиентов” возле магазина, банка или кафе, к примеру, - поясняет начальник отдела дорожной и технической эксплуатации комитета административной полиции МВД РК Юрий КОЗЛОВ. - Исключение - строи­тельные работы, которые организуются в соответствии с определенными стандартами. Никто под предлогом заботы о своих клиентах не может чинить препятствия для парковки горожан на территории, прилегающей к проезжей части. Также граждане не имеют права самовольно выставлять на общей парковке специальные блокираторы, запирающиеся на замок, считая это место “своим”. Единственное место, где могут быть организованы какие-то ограничения для проезда автомобилей, - торговые центры и другие организации, имею­щие оборудованные стоянки на закрытых площадках.
С подобными жалобами граждане обращаются к нам со всех регионов страны: фишки, таблички с надписью “Только для клиентов” предприниматели выставляют во всех городах Казахстана.
Что делать?
- Писать на блог акима. Находите официальный сайт в Интернете, там есть специальный раздел “Вопрос акиму” или что-то в этом роде. Оставляете свою жалобу и ждете реакции. Сотрудники полиции должны приехать на место, выдать предписание об устранении правонарушения и оштрафовать предпринимателя.
- Писать на сайт местного ДВД или непосредственно обращаться с заявлением в полицию, причем лучше сразу в районный отдел. В каждом департаменте внут­ренних дел есть несколько сотрудников, которые кроме прочего дополнительно курируют и вопрос парковок. Но, как правило, они не могут справиться с тем количеством нарушителей, которое есть, особенно это касает­ся больших городов. Поэтому все происходит по следующей схеме: полицейские штрафуют какую-то фирму за выставленные возле магазина фишки, их на время убирают, но через пару-тройку дней выставляют вновь. Так что придется проявить настойчивость. Звоните и пишите снова и снова - на обращения обязаны реагировать - и ждите того момента, когда нарушителю надоест платить.
- Скидывать фото и видео в соцсети или обращаться к представителям так называемых гражданских патрулей, которые сейчас есть практически в любом регионе. Найти их можно опять же в Интернете.
И, наконец, как действовать, если вас не пускают на парковку, допустим, магазина из-за того, что вы не его клиент? По закону вы имеете полное право занять место на ней, несмотря ни на какие ограничения. Фишку или табличку можно убрать и поставить машину. Если вам препятствует кто-то из сотрудников магазина, пригрозите тем, что вызовите полицию. “Охранника” парковочных мест, который вас не пускает, могут привлечь к ответственности даже за хулиганство, если он особенно активен. Впрочем, большинство из нас предпочитают не связываться, боясь “мести” парковщиков. Этим они благополучно и пользуются.

“Зелёные” жилеты
Эта “достопримечательность” Алматы исчезнет с улиц города нескоро. Их будет становиться меньше по мере появления зон платных парковок. Там, где сейчас дежурят “жилеты”, в будущем появятся паркоматы. Желающих парковщиков будут переучивать, и они станут инспекторами. Это те самые мужчины в желтых жилетах, которые сейчас дежурят на платной парковке и фотографируют номера стоящих автомобилей. Кстати, инспекторам категорически запрещено брать наличные деньги. За это их будут наказывать и даже увольнять. Что же касается “зеленых” жилетов, то и им по-прежнему запрещено брать плату за свои услуги, хотя многие из них с удовольствием это делают. Так что деньги им можно и не давать.

Дословно
Бауыржан Байбек, аким Алматы:
- Мы должны снизить госучастие в тех проектах, которые сейчас находятся в наших руках, до 20 процентов. Руководитель коммунального предприятия, получая деньги, не заинтересован зарабатывать, ведь он не вкладывает свои средства. Сегодня 90 процентов наших госпредприятий неэффективны.
О стоимости парковки:
- Условно мы поставим сто тенге в час, если все равно не будет отбоя от машин - сделаем пятьсот тенге.
Сказано в ответ на вопрос газеты “Время”:
почему власти передали проект в частные руки?

Цифры в тему
5000 автомобилистов воспользовались услугами первой платной парковки в Алматы за две недели.
131 000 000 тенге потратил инвестор на то, чтобы выкупить 70 процентов доли ТОО “Алматы спецтехпаркинг сервис”.
70% дохода от парковок будут поступать на счет инвестора, оставшиеся 30% - переводиться в городской бюджет (эти деньги будут делиться после уплаты налога 12%).
12 000 000 долларов составил доход системы платных парковок Амстердама в 2014 году.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Опрос в тему
Система платных парковок в Алматы:
- разгрузит улицы города от автомобилей и сделает более популярным общественный транспорт;
- пополнит городской бюджет и даст возможность улучшить транс­портную систему мегаполиса;
- ничем не поможет алматинцам, а лишь набьет чьи-то карманы деньгами, собранными за парковку.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz в правой колонке или отправить свои отзывы на электронную почту: akulova@time.kz

Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Как отдыхают этим летом ваши дети?
Поедут в оздоровительные лагеря - 8%
Будут заниматься в пришкольных лагерях - 3%
Отправятся в гости к родственникам - 13%
Останутся дома - 76%

Поделиться
Класснуть