В поисках справедливости
В редакцию “Времени” поступили письма от наших читателей. Их авторы рассказывают о том, как они потеряли практически все, попавшись в цепкие лапы ушлых и предприимчивых деловых людей. Попытки борьбы за утраченные имущество и жилье почти безуспешны
В каждом из доброго десятка писем от людей, живущих в разных регионах страны, крики о помощи. Отчаявшись искать защиты в судах и правоохранительных структурах, авторы посланий просят “Время” предать истории о своих бедах огласке.
Между прочим, их сокрушенные рассказы уже дошли и до мажилиса парламента. Депутат Владислав КОСАРЕВ обратился к министру внутренних дел Калмуханбету КАСЫМОВУ с просьбой взять под личный контроль проверку фактов, изложенных в заявлениях, разобраться в “противоправных деяниях организованной группы лиц” и “вскрыть нечистоплотность ваших работников на местах”. В депутатском обращении есть и такие слова: “Местные правоохранительные и судебные органы не проявляют принципиальности по данным фактам. Вся наша экономика из-за неуправляемости со стороны органов власти несет издержки, а остановить такой разгул органы госуправления не хотят да и не умеют”.
У одного из авторов писем - Людмилы ВОТЯКОВОЙ - серьезные претензии к экс-начальнику управления юстиции Костаная Ержану МАХМУТОВУ (уволен с должности в прошлом месяце). Людмила столкнулась с нежеланием сотрудников юстиции исполнить решение суда, признавшего недействительным договор о продаже ее квартиры Динаре ШУНУШЕВОЙ. Регистрировать жилплощадь за законной владелицей, чьи права были подтверждены судом, в юстиции наотрез отказывались.
- Я думаю, что незаконные действия сотрудников и руководства управления юстиции преследовали одну цель - оказать неправомерное содействие Шунушевой, - говорит Вотякова. - Я слышала, что прежний руководитель управления Махмутов водил дружбу с дядей Динары Нуржаном ШУНУШЕВЫМ. Я думаю, отсюда все мои беды и других людей, которые столкнулись с интересами Шунушевых.
Мать Вотяковой Светлана АРУТЮНЯН потеряла свое жилье благодаря кредитному товариществу “Тобыл”, к которому имеют отношение Шунушевы и их соратники КОЙШИБАЕВЫ. Арутюнян оценивает их действия как “рейдерство, ростовщичество и незаконные торги”.
- Я обратилась в суд с заявлением о том, что КХ “Даулет” незаконно и втайне от меня провело внесудебную реализацию моей квартиры, - говорит Арутюнян. - Сейчас я стою перед опасностью выселения. Становится страшно: неужели я окажусь на улице в результате беззакония? В чем причина всемогущества этих людей?
Вопросы на ту же тему звучат и в письме борющейся за свою квартиру жительницы Костаная Светланы КОВАЛЕНКО, и в коллективных обращениях потерявших свои земли крестьян. Жители североказахстанского села Ломоносовка были пайщиками ТОО “Агро-Нан-Север”. Земельные паи приносили им приличный доход. Однако, “после того как крестьянское товарищество было приобретено представителями ТОО “Кулан” в лице Нурлана Шунушева и Бейбута Койшибаева, в 2015 году наши земельные доли были проданы”, - пишут жители Ломоносовки. Они слишком поздно узнали, что “ТОО намеренно было загнано в долги при покупках дизтоплива и семян, намного превышающих реальную потребность”. Земельные доли оказались в залоге без ведома их владельцев, а все сделки, по утверждениям крестьян, “оформлялись в фирмах, принадлежащих родственникам Шунушева и Койшибаева”.
“Мы простые люди, хотим растить хлеб, - пишут представители 22 семей, оставшихся без средств к существованию, но нам не дают жить в своем государстве…”
Бьются как рыба об лед и соседи ломоносовцев - семья БАТОВЫХ, утверждающая, что они лишились своего бизнеса “в результате действий братьев Койшибаевых и Шунушевых, а также Рашида ЕСКАЛИЕВА и Серика БАЙБУСИНОВА”. Глава КХ “Ассортимент-Агро” Лариса БАТОВА информировала о “рейдерском захвате” принадлежавшего ей имущества североказахстанские ДВД и КНБ.
- В экономическом суде Костанайской области недавно было вынесено решение о взыскании с меня 19 млн. тенге по… подложным бухгалтерским документам! - удивляется Л. Батова. - Я потребовала провести их экспертизу, но результат меня ошеломил: и печать, и фальшивая подпись от моего имени были признаны подлинными, хотя в момент составления документов я находилась на другом конце страны. Как это может быть?
Житель столицы Аскар МУСТАФИН утверждает: Шунушевы, Койшибаевы и Ко лишили его имущества стоимостью 350 млн. тенге. Мустафин владел алматинским ТОО “АгроСельхозКомплект”, которое испытывало проблемы с выплатой кредитов. Шунушевы предложили ему финансовую помощь, в результате чего Мустафин, опасаясь, чтобы его собственность не ушла кредиторам, согласился переписать на “благодетелей” все свое добро, не получив за это ни копейки. До него тоже не сразу дошло, что возвращать никто и ничего не собирается. После серии скандалов и судебных тяжб Мустафину удалось доказать в суде недействительность сделки, но вот незадача: все имущество, возвращенное прежнему владельцу компании, уже было отчуждено в пользу третьих лиц!
Многократные попытки разоренного бизнесмена привлечь к уголовной ответственности злоумышленников постоянно заканчиваются прекращением следствия. “Считаю, что их связи в правоохранительных органах помогают уходить от ответственности”, - пишет А. Мустафин.
Так же считают костанайцы Болат УРАЗАКОВ, подробно рассказывающий о “рейдерском захвате” принадлежавшего ему здания конторы стоимостью 13 млн. тенге, и Алия БУГАТАЕВА, чей отец скончался в результате стресса, полученного в противостоянии с Шунушевыми и Койшибаевыми. Их мнения поддерживают разоренные главы крестьянских хозяйств Хусейн АЛБАСТОВ и Андрей МИХАЙЛИЧЕНКО.
“В ходе следствия по нашему заявлению о разорении ТОО “Салават АБ” и крестьянского хозяйства “Далила” из дела пропадали документы, совершались подлоги, использовались недостоверные экспертизы, - сообщает А. Бугатаева. - Эта группа лиц, заключая договоры финансовой помощи, завладела землей и собранным урожаем, а потом довела нас до банкротства. Их действия продуманны и коварны. Куда мы только ни жаловались, но в ответ получали отписки. Наши доказательства и тот факт, что от указанных лиц пострадали десятки не связанных между собой людей и предприятий, не вызвали адекватной реакции у правоохранительных органов. Разве это не подрывает авторитет власти и веру в справедливость?”
Авторы всех обращений надеются, что правоохранительные органы наконец откроют глаза и поймут, кого во всех этих историях нужно защищать, а с кем серьезно разбираться.
Стас КИСЕЛЁВ, Костанай