23890

Мечта с запашком

 

Участники госпрограммы “Доступное жилье-2020” оказались в зоне экологического бедствия

20 тысяч жителей алматинского пригорода из комплекса “Асыл Арман” каждый вечер вынуждены закрывать окна: жилой массив накрывает волна дурного запаха канализации. А вместе с ароматами нечистот прилетают и вредные вещества. Содержание метана в воздухе в районе жилого комплекса превышает норму в 22 раза, аммиака - в 9 раз, сероводорода - в 3,5 раза, сероуглерода - в 742 раза! И все это благодаря предприятию по переработке макулатуры группы компаний “Казах­стан Кагазы”, которое сбрасывает отходы от производства в отстойники в непосредственной близости от многоэтажек “Асыл Армана”.

Программу “Доступное жилье-2020” придумали для того, чтобы часть казах­станцев, не имеющих собственных квартир и больших накоплений, смогли наконец стать владельцами недвижимости. Государство через фонд недвижимости “Самрук-Казына” выделило деньги на строительство жилых комплексов, молодые семьи и льготники охотно вставали в очереди. В алматинском пригороде по этой программе возвели массив “Асыл Арман” - два десятка новеньких многоэтажек экономкласса. Квадратные метры “Драгоценной мечты” действительно оказались дешевле, чем цены в центральной части города. И не столь важно, что добираться до дома приходится через рынок “Алтын Орда”. Зато свой угол, хоть и на окраине.
Как оказалось, чиновники из “Сам­рук-Казыны” допустили огромную ошибку, выбрав это место под строительство. Буквально в километре от “Асыл Армана” оказались отстойники с отходами ТОО “Kagazy Recycling” - самого крупного в регионе предприятия по производству картона и бумаги. Химикаты от переработки макулатуры комбинат сливает в семь огромных ям. Отходы испаряются, и когда вечером ветер дует с гор в сторону жилого массива, вонь и вредные вещества накрывают многоэтажки…
- Дурной запах мы почувствовали в первые же дни, как только заселились в конце 2014 года, - вспоминает участник программы “Доступное жилье” Шерхан ЕСИРКЕН. - Поначалу думали, что где-то неподалеку прорвало канализацию. Но вскоре заметили, что запах появляется во второй половине дня и держится до утра. Потом начали изучать окрестности и вскоре нашли источник наших бед - шесть чеков, заполненных нечистотами. Как оказалось, в эти ямы сливают отходы все, кому не лень, жители села Абай, например. Ну а главный поставщик грязи - Kagazy Recycling.
Местные жители проводят для нас экскурсию. Чтобы попасть к отстойникам, надо сначала пройти через поле, заросшее сорняком в человеческий рост, а потом подняться на холм с обсыпающейся под ногами влажной землей. Как выяснилось, это не просто горка, а некое подобие дамбы, удерживающей зеленую, дурно пахнущую жидкость. Принадлежит эта земля когда-то работавшей здесь птицефабрике. Сейчас она просто сдает ее в аренду комбинату.
- Здесь было шесть таких емкостей, а не так давно вырыли и седьмую, - достает смартфон Шерхан. - Мы через Google map следим за этим местом. То есть поначалу предприятию хватало шести отстойников, а теперь, видимо, сливают больше химикатов. По идее, тут должно происходить естественное очищение воды - тяжелые вещества задерживаются в песке, и жидкость уже не такая вредная. Но на самом деле из-за испарений и круглосуточных выбросов все вредные вещества летят к нам. Видимо, объемы слишком большие.
Поначалу жители “Асыл Армана” пытались договориться с предприятием по-хорошему. Раз уж так получилось, что жилой массив воздвигли вблизи комбината, то с этим как-то надо жить.
- Мы по очереди обратились во все государственные органы с просьбой установить, можно ли считать условия нашего проживания приемлемыми, - рассказывает Шерхан Есиркен. - Написали в акимат Карасайского района, местную прокуратуру. Потом акиму и прокурору области. Но, по большому счету, органы начали шевелиться только после того, как мы пожаловались в администрацию президента и Генеральную прокуратуру.
Как рассказывают жильцы, никто из чиновников не хотел замечать дурного запаха, а первые проверки ограничивались личными беседами.
- Приезжали люди в строгих костюмах, ходили по дворам и вынюхивали, не наговаривают ли асылармановцы, - смеется Шерхан. - Но помимо запаха были и результаты экспертизы аккредитованной лаборатории Центрально-Азиатского института экологических исследований. Их замеры показали наличие вредных веществ прямо на территории жилого комплекса. В 22 раза превышена норма метана, в 9 раз - аммиака, сероуглерода - в 740 раз непосредственно у домов, а возле отстойников - в 1376 раз! Когда мы получили результаты, за голову схватились - дети этим дышат целый день, у нас много молодежи, кто по госпрограмме квартиры брал, женщины беременные, как это все на малышах отразиться, никто не знает. Фактически это место - зона экологического бедствия.
Только после неоднократных обращений госорганы установили, что предприятие действительно превышает разрешенный объем выбросов. Департамент экологии по Алматинской области, относящийся к Министерству энергетики, даже выписал штраф комбинату - около 1,6 миллиона тенге.
- Мы неоднократно встречались и с руководителями предприятия, и с чиновниками Карасайского района, - вспоминает Шерхан Есиркен. -
Мне как-то наш аким сказал: “Ты хочешь, чтобы предприятие закрылось и 700 человек остались без работы?” Я ему отвечаю: “700 человек без работы или 20 тысяч без здоровья - кто для вас важнее?” В итоге прошлым летом мы договорились - у Kagazy Recycling есть год, чтобы исправить ситуацию или хотя бы начать что-то делать. Мне от директора компании Виктории ГОРОБЦОВОЙ регулярно приходят письма - и работников они уже в командировку отправили, и переписку с учеными ведут. Но мы-то видим, что на самом деле никто этими отстойниками не занимается! Поэтому снова обратились в прокуратуру области с требованием провести новую проверку. Нам обещали предоставить ответ до конца июня.
Жители “Асыл Армана” уже даже провели всю подготовительную работу, изучили рынок и узнали все цены. Чтобы решить проблему выбросов, комбинату нужно дотянуть канализационные трубы либо до городских сетей, либо к местному подрядчику.
- Здесь есть фирма, которая обслуживает наш жилой комплекс, -
объясняет Шерхан Есиркен. - Мы провели встречу, обсудили все вопросы, определена сумма затрат. Но кто даст деньги? Судя по тому, что предприятие круглосуточно сливает химикаты, производство налажено и приносит прибыль. Но вот захотят ли бизнесмены тратить деньги, чтобы сберечь здоровье 20 тысяч человек?
Участники программы “Доступное жилье” даже и не подозревают, насколько неразрешима их ситуация. Как неоднократно рассказывала газета “Время”, группа компаний “Казах­стан Кагазы” находится в глубочайшем кризисе. Нынешний акционер -
гражданин Испании и Велико­британии Томас МАТЕОС ВЕРНЕР - загнал некогда процветающее предприятие в тяжелейшее положение. За каких-то два года “Казахстан Кагазы” лишился логистического бизнеса - склады временного хранения были отданы банкам в счет погашения кредитов. Прибыль от производства картона была выведена за рубеж неким дочерним компаниям - речь идет как минимум о пяти миллиардах тенге. Облигации “Казахстан Кагазы” были размещены на бирже KASE, и только пенсионный фонд вложил в них более 12 миллиардов тенге, однако предприятие допустило дефолт, и ценные бумаги превратились просто в бумагу.
Сейчас группа держателей облигаций через суд пытается добиться процедуры реабилитации предприятия, чтобы остановить вывод прибыли за границу и направить эти деньги на погашение долгов. На нескольких руководителей, в том числе и господина Вернера, возбуждены уголовные дела. Иностранец уже больше года не появляется в Казахстане, и как “Казахстан Кагазы” функционирует без первого руководителя, остается загадкой. Поэтому шансы, что кто-то из боссов Kagazy Recycling выделит на строительство канализации немалую сумму, практически равны нулю. Травить людей гораздо легче и дешевле: каких-то полтора миллиона штрафа заплати -
и все. Тем более и акимат Карасайского района, и прокуратура области зону экологического бедствия изо всех сил стараются не замечать.
- Мы сейчас дождемся очередного ответа из надзорного органа, потом нас опять начнут убеждать, что вот-вот ситуация изменится в лучшую сторону, - усмехается Шерхан Есиркен. - Проведут собрания, протокол подпишут, может быть, еще один штраф выпишут предприятию. А мы вместе с детьми будем и дальше дышать канализацией и вредными выбросами. Похоже, придется опять обращаться в администрацию президента, чтобы там разобрались, как программа “Доступное жилье-2020” работает…

Михаил КОЗАЧКОВ,фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть