Качайте права!
На стороне потребителей закон. Объясняем это продавцам
После многочисленных жалоб казахстанцев на некачественные товары и невозможность привлечь продавцов к ответственности 21 апреля 2016 года в закон о защите прав потребителей и некоторые другие законодательные акты были внесены изменения и дополнения, которые, как уверяют в комитете по защите прав потребителей, значительно облегчат жизнь рядовым покупателям.
Срок возврата товара увеличен
Если вы после покупки какого-либо товара обнаружили брак, то можете потребовать уменьшить цену, бесплатно устранить недостатки либо возместить вам стоимость расходов на устранение этих недостатков, заменить на товар аналогичной марки (модели, артикула) или другой марки с перерасчетом цены, а также расторгнуть договор и вернуть вам деньги. Претензии по ремонту или замене товара вы вправе предъявить как продавцу, так и изготовителю, если это не одно и то же лицо. При этом продавец (изготовитель) в течение 30 дней - а не 14 дней, как раньше - обязан обменять или вернуть вам деньги за товар с истекшим сроком годности, не соответствующий требованиям, установленным техрегламентами и нормативными документами по продукции. Сюда же теперь относятся товары, выпущенные с нарушением прав интеллектуальной собственности, то есть нелицензионные диски и программы, подделки известных брендов и т.д. И принять у вас товар продавец должен вне зависимости от его употребления, сохранения товарного вида, потребительских свойств, пломб и ярлыков.
Если же вы обнаружили дефект не сразу, то по товарам, на которые установлен срок годности или гарантийный срок (исчисляется с момента передачи вам товара), предъявлять претензии можно в течение всего этого срока. А вот если эти сроки не установлены, то связанные с недостатками товара требования могут быть предъявлены в течение двух лет. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара вы обнаружили по истечении этого срока, но в пределах двух лет со дня покупки, продавец (изготовитель) несет ответственность, если вы сможете доказать, что дефект возник до покупки или по причинам, возникшим до нее.
Однако если после шопинга вы осознали, что десятая пара туфель на шпильке вам совершенно ни к чему, то просто так вернуть их в магазин вы не можете. По закону вы вправе лишь обменять в течение 14 дней с момента покупки купленный вами товар (непродовольственный) на аналогичный, но другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и т.д. Также по соглашению с продавцом возможен обмен на другой товар, при этом в случае разницы в цене будет произведен перерасчет. И только если необходимого для обмена товара у продавца нет (к примеру, туфель вашего размера, если вы с самого начала ошиблись с размером), вы имеете право вернуть покупку и получить назад потраченные деньги.
Обмену и возврату не подлежат
- Лекарственные средства и изделия медицинского назначения
- Нательное белье
- Чулочно-носочные изделия
- Животные и растения
- Метражные товары, а именно: ткани из волокон всех видов, трикотажное и гардинное полотно, искусственный мех, ковровые изделия, нетканые материалы, ленты, кружево, тесьма, провода, шнуры, кабели, линолеум, багет, пленка, клеенка.
Проверка на вшивость
Многим покупателям знакома такая ситуация: вы купили, скажем, бытовую технику, а она через пару дней начала барахлить. Идете в магазин, а там говорят, что для обмена или возврата нужно провести экспертизу. Она по закону проводится за счет продавца в течение 30 дней с момента предъявления претензии, причем покупатель теперь имеет право лично или через своего представителя принять участие в проверке.
Снимайте сколько влезет!
Раньше персонал магазина мог запретить вам снимать на фото- или видеокамеру какой-либо товар в торговом зале, ценники или даже себя любимого. Теперь же с внесением изменений и дополнений в закон о защите прав потребителей продавцу (изготовителю, исполнителю) запрещено ограничивать права потребителей на фото-, видеосъемку. Кстати, впоследствии фотографии или видеозапись могут быть использованы в качестве подтверждения факта приобретения товара, если товарного чека или другого документа у вас нет.
Свет и тепло за долги не отключат
Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав потребителей дал возможность спать спокойно тем людям, которые в силу отсутствия заработка или по каким-либо другим причинам не могут оплачивать коммунальные услуги. Отныне согласно статье 18 закона об электроэнергетике энергоснабжающие организации не вправе прекращать подачу электрической и тепловой энергии потребителю, если у того имеется задолженность по оплате за использованную энергию. Конечно, энергетики могут подать на должника в суд и потребовать внесения его в список лиц, которым ограничен выезд за рубеж, однако отключать электричество или отопление они не имеют права.
Нарушения не допускаются!
Принятые в апреле поправки дополнили закон о защите прав потребителей статьей 8-1, где говорится об условиях, которые при заключении договора нарушают права потребителей. В частности, подпункты 4 и 6 пункта 2 этой статьи гласят, что нарушением прав потребителей является установление требования по оплате потребителем несоразмерно большой суммы (свыше 30 процентов стоимости товара, услуги, работы) в случае невыполнения им обязательств по договору и предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права не возвращать уплаченную денежную сумму за непредоставленный товар (услуги, работы) в случае расторжения договора. С появлением этих нововведений в обществе развернулась дискуссия по поводу авиабилетов - как известно, авиакомпании часто устанавливают невозвратные тарифы, а если и возвращают деньги, то совсем мизерную сумму. Мнения разделились: одни эксперты утверждают, что деятельность авиакомпаний регулируется утвержденными постановлением правительства правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте, где сказано, что возврат билетов производится в соответствии с правилами самой авиакомпании. Другие же уверены, что подчиняться закону о защите прав потребителей должны все без исключения. По мнению председателя общественного объединения по защите прав потребителей “Авантаж” Нурлана САДЫКОВА, закон стоит выше любых правил, к тому же поправки были приняты позже, поэтому они имеют приоритет.
Мнение эксперта
Нурлан САДЫКОВ, председатель общественного объединения по защите прав потребителей “Авантаж”:
- По идее, закон очень хорошо защищает права потребителей. Но на практике людям очень сложно отстоять свои права. Все мы бываем в магазинах, на базаре и видим, какое отношение к простому покупателю: да мне начхать, жалуйтесь куда хотите! За товары никто ответственности не несет. Производитель делает что хочет, а продавцы вроде как не при делах. Мы вот сейчас кричим: не пустим китайцев на нашу землю! А сами что творим? Вы пойдите на базар да проверьте, сколько в тамошних овощах и фруктах нитратов! Магазины тоже хороши - переклеивают этикетки со сроком годности. Конечно, в крупных супермаркетах ситуация получше, но и тут возникают вопросы. И редко кто соглашается без скандала вернуть деньги за некачественный товар. Физическому лицу очень сложно доказать свою правоту. Поэтому такими вещами должен заниматься комитет по защите прав потребителей. Они должны проверять все продукты: что, откуда, кто производитель?
- Комитет по защите прав потребителей сетует на то, что закон связал им руки: они могут начать проверку, только если есть жалобы.
- Но они же все-таки государственный орган! Они могут представить в парламент все документы и доказать, что проверки необходимы. То ли мы, общественные организации, будем писать письма, то ли комитет по защите прав потребителей. На кого быстрее отреагируют? Мы сейчас попросту не знаем, что продается в магазинах и на рынках, какая пища подается в кафе и ресторанах, потому что никто никого не контролирует!
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы