Пора выпустить пар
В казахстанских городах одно за другим стали появляться сообщества вейперов - людей, которые курят специальные электронные сигареты, выдыхая плотную струю ароматизированного пара. Почему явление имеет огромный успех среди школьников и студентов и чем обеспокоены казахстанские эксперты?
Не курить, а “парить” - так говорят вейперы о своем увлечении. Небольшие группы приверженцев вейпинга собираются в кальянных и кафе, где администрация сквозь пальцы смотрит на нормы закона о курении. Если вы видите плотное облако сизого пара, окутавшего парочку столиков - не сомневайтесь, вы попали в “запарку” - на сборище вейперов.
Как и у любой субкультуры, у вейпинга есть свой кодекс чести, непременные атрибуты и, разумеется, специфический вакабуляр. Без него понять, о чем говорят апологеты увлечения, невозможно.
О “парниковых” эффектах нам рассказал начинающий усть-каменогорский вейпер.
- У нас образовалось небольшое, но дружное комьюнити, - поведал 21-летний студент Расул. - Человек 20 наберется. В основном студенты. Вообще, вейперы - модное направление, действующее на Западе и с недавних пор в СНГ. В Астане и Алматы есть целые вейп-шопы, проводятся соревнования среди клаудчейзеров (еще одно название вейперов, буквально означающее “создающие облака”). В Усть-Каменогорске с этим сложнее, у нас всего четыре тематических магазина, а к электронным сигаретам относятся, как к мобильникам в начале нулевых, - настороженно. Разглядывают тебя как инопланетянина, даже когда в кальянной достаешь мод. Никакой внешней атрибутики, кроме мода, у вейперов нет. Мой стоит 40 тысяч тенге, средненькая модель. У кого мод круче, навороченнее, тот считается среди вейперов наиболее уважаемым. Конечно, мы устраиваем между собой соревнования - у кого плотность дыма выше, струя длиннее, вкус интереснее - обычные какие-то вещи.
- Почему ты решил стать вейпером?
- Я вообще никогда не курил обычные сигареты, только кальян. Обычных курильщиков вейперы не любят, считая людьми из каменного века. Несколько месяцев назад прочитал в Сети про вейперов - мне показалось это интересным. Заказали с друзьями несколько модов, стали “парить”, пробовать новые вкусы “соков”, делать свои миксы - ну как коктейли в баре. Вот и затянулись. Во всех смыслах (смеется). Не думайте, что для меня это навсегда. Пока мне такой досуг нравится. Надоест - бросим.
- Не опасаешься за свое здоровье?
- Это же обычный пар с привкусом! Он вообще абсолютно безвреден. Мы редко берем никотиновые смеси. Так что тут никаких опасений. И привыкания сильного нет. Мы “парим” два-три раза в неделю. Дома - редко, чаще всего компанией.
Примечательно, что в новых “парилках” - небольших кальянных, можно увидеть и несовершеннолетних.
- Это модно, это вообще тренд такой с 2015 года, - объясняет свое увлечение 16-летний Геннадий. - У нас в городе в последнее время открылось немало мест, где свободно можно покурить или “попарить”. Никто у тебя не спрашивает документов - да кому это надо? Моды удобные - кальян с собой не потаскаешь, а мод - спокойно. Пришел к друзьям - “паришь”. Пришел в кафешку - “паришь”. Пару раз, конечно, были проблемы. В обычных кафе люди и персонал - дикие, выгоняют, думая, что это сигареты. Но в тематических местах - нормально.
- Тебя не смущает, что ты спокойно куришь в 16 лет, да еще и в общественных местах - тех же кальянных?
- Мне почти 17. “Парение” - это не курение, это такая игра с дымом. За что тут наказывать? Другое дело - вот недавно в школьном туалете мы с парнями сильно надымили. Никотином не пахнет, завуч решила, что какие-то химические вещества распылили, хотела пожарных вызывать. Это, конечно, с нашей стороны беспредел был, но такое редко случается. В основном вейперы - спокойные, тихие люди, которым нравится размышлять в хорошей компании. Красиво, элитный отдых такой.
- Как родители относятся к твоему увлечению?
- Им все равно, по-моему. Попросил денег на мод и “соки” - они решили, что это какие-то приспособления к мобильнику.
***
В ДВД ВКО нам сказали, что пока не слышали о подобной субкультуре, как и о случаях задержания молодых людей, “воспаривших” с электронной сигаретой в общественном месте. А рейды по кальянным и другим тусовочным местам вейперов в последнее время не проводятся.
А вот в Алматы, где сообщества вейперов куда крупнее, проблемы с блюстителями порядка возникают постоянно. Виной тому - туманные законы.
- Мы недавно с друзьями “парили” возле ТЮЗа, - делится один из алматинских “парильщиков” Константин. - Сидели на скамейке вечером, никого не трогали. Подходят трое полицейских, говорят, что мы курим в общественном месте, просят пройти с ними для составления протокола. Стали с ними спорить - мы ведь не курим, а выдыхаем пар. И в руках у нас не сигареты. Они начали говорить, что это и есть курение, мы им давай рассказывать, что если зимой пар выдыхаешь, вряд ли кто-то тебя за это оштрафует. Кое-как они от нас отстали. Все равно по закону они не правы - штрафовать можно только за обычные сигареты.
***
Другого мнения придерживаются в коалиции “За Казахстан, свободный от табачного дыма!”.
- Вейперы - приверженцы очень вредного шоу, которое они несут в массы, - высказывается исполнительный директор организации Джамиля САДЫКОВА. - Разве может быть безвредным для организма вдыхание различных веществ, отдушек и того же никотина? Масштабный лохотрон для молодых людей - это и есть электронные сигареты. Что касается законов и ответственности за курение в общественных местах, то, к сожалению, тут вейперы правы. Казахстанские законы вообще никак не регулируют использование электронных сигарет, к которым относятся и моды. Мы уже пытались через мажилис утвердить поправки к существующим нормативно-правовым актам. Но наша попытка расширить понятийный аппарат и включить туда электронные сигареты провалилась, поправки к закону завернули. Все, что касается обычных и электронных сигарет, - огромная индустрия, и в нашей стране у нее есть мощное лобби. Посмотрите на Алматы - в последние годы город стал одной большой кальянной! Никто не проводит рейдов, никто не смотрит, кто курит в кафе. Там ведь немало несовершеннолетних, которые берут и обычные сигареты, и электронные. Разумеется, в этом направлении необходимы активные действия, особенно с усовершенствованием законов.
***
Психологи уверены: уже в ближайшие годы эпоха пара развеется, будто ее и не было.
- Как и любая субкультура, любители “цивилизованного”, курения первое время будут привлекать молодежь в свои ряды, - считает психолог Мария ШУЛЬЦ. - Курение - это едва ли не первый серьезный “отрицательный опыт”, который спешат попробовать около 80 процентов подростков. И не стоит сразу проводить цепочку - “закурил, а завтра игла!” Подросток или молодой человек пытается понять, что ему подходит, а что нет, методом проб и ошибок. Так и с курением электронных сигарет - молодежь невероятно податлива ко всему модному, к тому, что обсуждается, о чем говорят. Родители не должны тотально запрещать - лучше показать, что ребенок должен сделать осознанный выбор, взвесив все “за” и “против”. Как правило, любая субкультура - продукт скоропортящийся и не способна продержаться больше трех-четырех лет. Как говорится, и это пройдет.
На вейперском жаргоне
- Мод - главный фетиш новомодного движения - специальная электронная сигарета, напоминающая миниатюрную фляжку. Внутри ароматическая жидкость и мощный атомайзер, сильно нагревающий вещество. Именно этот пар уже в виде клубов плотного газа и вдыхает курильщик.
- “Есиги” и “сиги” - электронные (напоминающие металлический мундштук) и обычные сигареты соответственно. Термины произносятся вейперами с плохо скрываемым презрением.
- “Парить” (ударение как на первый, так и на второй слог - в зависимости от настроения вейпера) - выдыхать плотный ароматический пар. Употреблять слово “курить” или “дымить” среди вейперов все равно что грязно выругаться.
- Пар - плотная струя газа, выдыхаемая вейпером. Назвать дымом - получить волчий билет среди сообщества.
- “Сок” - ароматическое вещество, вливаемое в мод. Зачастую содержит никотин. Вариаций, как и в случае с кальяном, сотни - от “арбузно-дынного” до “кирпично-цементного”.
Евгений ФОМИНЫХ, Усть-Каменогорск