3775

Разве я не заслужил?!

Бывший полицейский, подорвавший на службе свое здоровье, не может добиться от родного ведомства выплаты пенсии

Жизнь старшего сержанта полиции Ербола АНАРБЕКОВА (на снимке) разделилась на до и после. В 1994 году он поступил на службу в правоохранительные органы и долгие годы честно выполнял свои обязанности. Звезд с неба не хватал - сопровождал грузы, работал водителем, охранял разные объекты, а в последние годы служил конвоиром в изоляторе временного содержания. Вот тогда-то с ним и случилось непредвиденное - прямо на работе старший сержант получил инфаркт. Долго лечился, но вернуться в органы уже не смог - списали по состоянию здоровья и даже начали оформлять пенсию по инвалидности, выдали пенсионное удостоверение, а потом… забрали назад! 

Более 20 лет в общей сложности Ербол Анарбеков отдал правоохранительным органам. Назвать точный срок ему сложно. Именно вокруг стажа его службы уже три года продолжаются разбирательства в ДВД Алматинской области.
- У нас в семье целая династия полицейских, - рассказывает бывший старший сержант. - Отец служил, потом я, сейчас младший брат. Работа интересная и важная - и по стране поездил, когда грузы охранял, и на железной дороге несколько лет прослужил. Последние годы провел рядом с домом, в родном ауле. Могу открыто сказать: за свою службу мне не стыдно. Ни одного взыскания, много поощрений, сам задерживал преступников, брал крупные партии наркотиков. Самое главное, что мне не стыдно за годы, проведенные в правоохранительных органах.
Старший сержант Анарбеков служил бы и дальше, но появились проблемы со здоровьем. Впервые они дали о себе знать 15 лет назад. В 2001 году Ербол уволился со службы и три года не носил форму. А потом прошел медкомиссию и снова надел китель и погоны.
- После возвращения я вплоть до 2012 года был конвойным в Райымбекском ИВС Алматинской области, - объясняет экс-полицейский. - А 16 мая того года я почувствовал сильную боль в сердце. Вызвали “скорую”, вроде бы стало полегче. Мне руководство говорит: дома посиди пару дней, может быть, станет легче. Легче не стало, отправили в госпиталь, а там уже поставили диагноз повышенное давление, инфаркт. В итоге в госпиталях и санаториях я пролежал четыре месяца, а потом меня комиссовали.
В октябре 2012 года Анарбеков прошел медкомиссию областного ДВД, которая признала старшего сержанта негодным к воинской службе. Вопрос о работе в органах был закрыт. Ербола успокоили: несмотря на то что ему всего 39 лет, по заключению комиссии он должен выйти на пенсию, поскольку подорвал здоровье во время исполнения служебных обязанностей. Через месяц конвоира вызвали в ДВД Алматинской области, вручили пенсионное удостоверение и предупредили: придется подождать несколько месяцев, пока все документы будут оформлены.
- А спустя пару месяцев мне позвонили и попросили вновь явиться в пенсионный отдел, - вспоминает Ербол Анарбеков. - Только я зашел, тут же потребовали пенсионное удостоверение. Документ положили в сейф и объяснили, что пенсия мне не положена из-за маленького стажа работы. И все - после этого меня перестали пускать в здание ДВД!
Бывший сотрудник правоохранительных органов тут же начал писать запросы. Сначала его интересовал тот самый пресловутый стаж. Несколько месяцев ушло, чтобы получить в ДВД распечатку из его личного дела. Общий стаж трудовой деятельности составил 26 лет 5 месяцев 14 дней, в том числе в органах внутренних дел - 22 года 1 месяц 18 дней. Но чтобы отправить старшего сержанта на пенсию, нужно 25 лет выслуги. Именно так написал в одном из ответов замначальника ДВД Бейбит КЕЛГЕНБАЕВ.
- Но тут дело ведь не в стаже, а в том, что я заболел, исполняя обязанности сотрудника полиции! - акцентирует Ербол. - Причем инфаркт случился именно во время несения службы. Я везде об этом пишу, говорю - не слушают меня вообще! Нет стажа - и все. Но почему тогда мне выдали пенсионное удостоверение? Хорошо еще, что я успел его отксерить, а то бы вообще сказали, что не было такого документа.
Последний ответ старшему сержанту пришел из Астаны за подписью вице-министра внутренних дел Берика БИСЕНКУЛОВА. Он снова объясняет бывшему сотруднику, что раз нет выслуги лет, то нет и пенсии. А пенсионное удостоверение, по словам генерал-майора, было выдано ошибочно и поэтому изъято сотрудниками ДВД Алматинской области.
- Сейчас остается только одно - буду писать дальше, чем уже и занимаюсь четвертый год. Может быть, министр внутренних дел разберется или в администрации президента, - грустно улыбается Анарбеков. - Потом остается только в суд подавать, но денег на это нет. Я ведь вообще остался ни с чем! На работу не берут из-за здоровья. Служить нельзя. Пенсию не дают. Да и пенсия там по здоровью всего 20-30 тысяч тенге, а не как у большинства сотрудников.
Ербол Анарбеков долго сомневается, говорить ему это или нет, но потом все-таки решается:
- Я вообще ни одного плохого слова о полиции не скажу. И так нас грязью поливают постоянно. Просто мне непонятно, почему со мной так обошлись, а теперь даже на порог ДВД не пускают.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото автора, Алматы

Поделиться
Класснуть