“Онай!”: как хочешь башляй!
В общественном транспорте южной столицы помимо электронной карты снова можно расплачиваться наличными деньгами
Как сообщил нам во вторник исполняющий обязанности директора ТОО “Транспортный холдинг г. Алматы” Садир ХАМРАЕВ (на снимке), сегодня на четырех автобусных маршрутах уже можно приобрести разовые билеты, а до конца июля специальное оборудование для их продажи будет установлено повсеместно.
Напомним, система электронного билетирования пассажиров “Оңай!” была запущена в тестовом режиме 1 октября прошлого года, а с начала этого года общественный транспорт Алматы полностью перешел на безналичный расчет. Те, у кого не было транспортной карты, считались безбилетниками и привлекались к ответственности: за уклонение от платы за проезд на общественном транспорте часть 2 статьи 622 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает штраф в размере 2 МРП (4242 тенге).
Кстати, оштрафовать на 5 МРП (10 605 тенге) за безбилетный провоз пассажиров могут и водителя. Однако, по словам и. о. директора ТОО “Транспортный холдинг г. Алматы” Садира Хамраева, за все время работы системы “Оңай!” наказаны были всего около полутора десятка водителей, поскольку сделать это довольно не просто: вначале нужно установить факт безбилетного провоза, затем материалы передаются в транспортную инспекцию, и только она может впоследствии возбудить административное производство.
Введение системы “Оңай!” поначалу у многих вызвало отторжение - люди считали ее неудобной, особенно возмущались гости города, сетовали по поводу так называемого депозита (единая транспортная карта стоит 400 тенге, из которых 320 - неснимаемый остаток) и отмены проездных билетов. Пассажиры просили предоставить им альтернативу - пользоваться картой или расплачиваться живыми деньгами. Недовольны были и водители автобусов, лишившиеся доступа к наличности и, следовательно, левого приработка. Но транспортный холдинг был непреклонен: все - в безнал! Конечно, не обошлось без акций протеста, драк водителей и контролеров с безбилетниками и прочих скандалов. Но со временем народ смирился, особенно после возврата проездных билетов.
А в минувший понедельник стало известно о введении билетов на разовый проезд. По информации транспортного холдинга, на сегодняшний день специальные терминалы для продажи разовых билетов установлены на автобусах маршрутов № 28, 74, 106 и 123, а до конца июля планируется оснастить ими весь городской общественный транспорт. Стоить разовые билеты пока будут 80 тенге, но в ближайшем будущем акимат и маслихат Алматы рассмотрят вопрос о введении дифференцированных тарифов.
- Мы предлагали запускать этот проект по разовой оплате проезда при ином тарифе, но при этом оставить оплату в 80 тенге по картам “Оңай!”, - говорит Садир Хамраев. - Это мотивировало бы людей платить картой. Но сегодня при изменении тарифов возникает проблема с законодательством. Однако нам обещают, что в ближайшее время тариф по разовым билетам все-таки будет иной. Решать этот вопрос будет местный исполнительный орган по согласованию с местным представительным органом. Мы же можем только дать какие-то рекомендации.
- И какой тариф вы рекомендуете?
- От 100 до 120 тенге.
- Для всех категорий?
- Да, разовая поездка не предусматривает льгот. У нас все льготники имеют карты.
- А почему все-таки было принято решение о введении разовых билетов?
- Во-первых, были пожелания гостей нашего города, чтобы была возможность оплаты разовой поездки: им нет необходимости покупать карту, так как они проедут один-два раза. Во-вторых, было поручение акима города реализовать эту возможность.
- Разве с безбилетниками это решение не связано?
- На самом деле безбилетников не так много. Это просто те люди, которые платили водителю наличными. Соответственно, у водителя не было документа, подтверждающего оплату.
- А сколько всего контролеров по городу? Они успевают следить за таким большим пассажиропотоком?
- Порядка 320 человек. Здесь проблема не в том, успевают они или нет, а в законодательстве. Сегодня сам контролер не может наложить штраф на безбилетника. Привлечь пассажира к ответственности имеют право только сотрудники местной полицейской службы, которых нужно вызывать. Ну и представьте себе: одного безбилетника выявили, контролер стоит с ним на остановке, ждет, пока подъедет “Буран”. Потом его нужно доставить в опорный пункт к участковому, который составит протокол об административном правонарушении. На это уходит часа три. Поэтому даже если будет 1000 контролеров, работать будет тяжело.
С инициативой внесения изменений в законодательство мы обращались и в акимат, и в комитет транспорта Министерства по инвестициям и развитию. В рамках этого комитета была создана рабочая группа. Так что работа идет, но это долгий процесс.
- А пока как будете решать вопрос? Водитель ведь не может контролировать всех пассажиров.
- Однозначно контроль надо усиливать. В понедельник на презентации новых автобусов (в городе появились 35 новых автобусов, работающих на экотопливе. - М. А.) мы попросили акима Алматы Бауыржана БАЙБЕКА помочь с усилением со стороны ДВД, так как без полицейских мы ничего не сделаем. Мы планируем совместно с ДВД проводить массовые рейды. И основная цель не выявлять безбилетников, а прививать людям мысль о том, что они должны оплачивать проезд. Причем легально, в рамках установленных правил, а не в карман водителю. Если мы хотим ездить в новых чистых автобусах, нужно, чтобы вся прибыль отражалась в бюджете предприятия. На сегодняшний день проблема в том, что водители берут кеш. И это снижает обороты по доходам. Думаю, нужно время, чтобы люди осознанно сделали выбор в пользу нововведений.
Сами перевозчики отнеслись к введению разовых билетов неоднозначно. Идея хороша, однако ее исполнение влечет за собой определенные сложности, считает глава Ассоциации перевозчиков Алматы Роберт КАН (на снимке):
- Теперь нам нужно набирать дополнительный персонал, чтобы вся эта система работала и была жизнеспособной. Надо нанимать людей, которые будут вечером считывать с этих аппаратов, сколько транзакций сделано, сколько денег нужно сдать. Дополнительно надо брать ночных кассиров, которые будут принимать деньги, составлять реестр, передавать эти данные “Транспортному холдингу Алматы”. И за это мы еще должны отдавать холдингу 10 процентов. Они только купили аппараты, а вся работа ложится на нас. И перевозчики с этим не согласны.
- И что вы собираетесь делать?
- Будем искать какой-то компромисс.
- А вы не планируете вернуть кондукторов в каждый автобус? Ведь водитель не может уследить за всеми пассажирами.
- Это вопрос не к перевозчикам. Изначально, когда вводилась система “Оңай!”, полноту сборов за провоз пассажиров должен был обеспечивать именно транспортный холдинг. Сейчас же мы заставляем водителей заниматься не свойственной им функцией - контролировать. И с введением разовых билетов вновь придется загружать водителя. И опять же, доверия водителям нет. Сейчас они наличными берут, и трудно это проконтролировать.
Между тем общественные организации, в прошлом году выступавшие по поводу недостатков системы “Оңай!”, говорят, что “Транспортный холдинг Алматы” изначально обязан был ввести разовые билеты.
- Не думаю, что транспортный холдинг мог не знать о правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных постановлением правительства от 26 марта 2015 года № 349, - говорит председатель общественного объединения “АРД” Денис АЛИМБЕКОВ (на снимке). - Своими действиями, то есть требованием оплачивать проезд только картой, холдинг не дал пассажирам воспользоваться правом оплачивать проезд наличными. А это право регламентировано параграфом 6 вышеуказанных правил.
Мадина Аимбетова, фото Романа Егорова, Владимира Заикина и с сайтов tengrinews и radiotochka.kz, Алматы
Только цифры
- 20 июня 2016 года осуществлено 108 транзакций по разовым билетам на сумму 8640 тенге.
- На 21 июня выдана и реализована 1 205 061 карта “Оңай!”, в том числе выдано 468 262 льготных транспортных карты, реализовано - 736 799 единых транспортных карт.
- Общая сумма оплаты проезда в общественном транспорте Алматы через систему “Оңай!” в апреле этого года составила 980 275 540 тенге, в мае - 820 579 820 тенге.
Данные с сайта onay.kz