Оставь мобильник, всяк в суды входящий
Полной неожиданностью, причем очень неприятной, для адвокатов, правозащитников и журналистов стали недавно принятые новые правила посещения зданий судов и его структурных подразделений. Они считают их противоречащими законодательству и нарушающими права человека.
Согласно этим правилам (их полное название “Правила по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов для посетителей на территории и в зданиях Верховного суда, местных судов, департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде (аппарата Верховного суда) и его территориальных органов”), которые утвердили совместным приказом руководитель департамента по обеспечению деятельности судов (ДОДС) при ВС и глава МВД, и этот документ в начале июня уже зарегистрировал Минюст, отныне войти на территорию и в здания судов можно лишь при наличии или на основании следующих документов:
временной карточки (выдается посетителям ВС и ДОДС для однократного посещения),
разового пропуска (выписывается посетителям местных судов и территориальных органов ДОДС на одно лицо для однократного посещения и оформляется по специальной форме),
списков посетителей, в том числе участников судебных процессов, которые структурные подразделения ДОДС, администраторов и канцелярий судов предоставят на пост полиции при входе.
Разовый пропуск, для получения которого нужно заблаговременно подать заявку, дает право на посещение только тех помещений суда, которые в нем указаны. При этом назначается ответственное лицо - работник суда, который должен постоянно сопровождать посетителя с момента его входа в здание до момента выхода. Причем выйти из здания суда посетитель может только тогда, когда работник суда поставит в пропуске соответствующую отметку.
Заходя в здание суда, посетитель должен предъявить пропуск и документ, удостоверяющий его личность, после чего сотрудники управления службы специализированной охраны (УССО) МВД с помощью технических средств проверят, нет ли у него с собой запрещенных к проносу предметов. При этом в списке запрещенных веществ помимо оружия, взрыввеществ и т. п. значатся видео-, фото- и кинокамеры, радиоаппаратура, флешки и USB-диски, ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны (за исключением телефонов с функциями звонок/СМС/ответ), а также бинокли и даже калькуляторы! Все это посетители должны оставлять в специальных ячейках на посту полиции.
Правозащитники считают, что правила противоречат Конституции, нормам Уголовно-процессуального (УПК) и Гражданско-процессуального кодексов (ГПК) и других законов, в которых говорится о гласности судебного процесса, праве на доступ к правосудию и т. д.
Крайне возмущены новыми правилами посещения судов те, кому по долгу службы приходится бывать там регулярно - адвокаты и журналисты. По словам председателя Республиканской коллегии адвокатов Ануара ТУГЕЛА (на снимке), который состоит в общественном совете при МВД, документ и процедура его принятия нуждаются в правовой оценке с точки зрения соответствия нормам уголовного и административного права.
“Мы убеждены, что внутриведомственный пропускной режим судов и иных государственных органов, не являющийся законом, вопиющим образом противоречит законодательно установленным гарантиям адвокатской деятельности и подлежит исключению из государственного реестра нормативных правовых актов, - говорится в заявлении Республиканской коллегии адвокатов. - Именно такие антиконституционные, непродуманные действия по своему характеру и негативному воздействию на социум как раз и можно уравнять с террористическими по уровню своей общественной опасности”.
Журналисты и вовсе намерены добиваться отмены этих правил через суд.
- Нормы этого приказа нарушают принцип гласности, - говорит председатель общественного объединения “Гильдия судебных репортеров” Жанна БАЙТЕЛОВА (на снимке). - В нем указано, что приглашенные на процесс или какое-то мероприятие СМИ могут проходить в зал суда со своей аппаратурой. Но возникает вопрос: кто приглашает - стороны или суд? Тут у журналистов могут возникнуть проблемы. А что делать фрилансерам и блогерам, у которых нет служебных удостоверений? А какую угрозу безопасности могут представлять фото- и видеокамеры? К тому же процессуальное законодательство и так регулирует вопрос фото- и видеофиксации - с разрешения председательствующего на процессе судьи с учетом мнения сторон по делу.
- Эти правила направлены не на обеспечение безопасности, а на ограничение публичности! - считает председатель совета Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений ЖОВТИС (на снимке). - Согласно Конституции любое ограничение прав и свобод (а даже временное изъятие у вас вашей собственности, причем не выведенной из гражданского оборота, есть ограничение) должно быть предусмотрено законом. Никаким другим актом - правилами, инструкциями и т. д. - они не могут быть ограничены. Конфискация, арест имущества - эти меры предусмотрены определенными законами. Ни в УПК, ни в ГПК нет таких статей, которые позволяют Верховному суду устанавливать дополнительную регламентацию.
Между тем завотделом информационного обеспечения ДОДС при ВС Болат КАЛЬЯНБЕКОВ заявил, что пропускной режим, прописанный в этих правилах, действует уже несколько лет, и ничего крамольного в них нет. По его словам, положения приказа о необходимости получать разовый пропуск распространяются не на участников процесса, а на посетителей, пришедших в суд, например, для участия в различных совещаниях, рабочих встречах, конференциях, “круглых столах”. То же самое касается и СМИ: все делается по стандартной схеме, когда журналисты аккредитовываются на какое-либо мероприятие.
- Речь идет не о судебных процессах, а именно о проводимых судами мероприятиях, не связанных с отправлением правосудия, - подчеркивает Болат Кальянбеков. - Участие же журналиста в судебном заседании, использование им записывающих устройств четко регламентировано законодательством, и эти нормы, как вы знаете, давно работают. Кстати, у нас по всем резонансным делам журналисты заходят на процесс с телефонами. То есть все зависит от каждого конкретного случая, решения судьи.
- Весной этого года было принято решение о запрете использования мобильных телефонов и других IT-устройств в госорганах, которое распространяется только на госслужащих. Почему же теперь никто не может зайти в суд с телефоном?
- В соответствии с рекомендательным письмом администрации президента и премьер-министра у нас принято собственное распоряжение об обеспечении информационной безопасности. И в этом распоряжении нет четкого определения, на кого направлен запрет. Поэтому наши правила распространены на всех. Никакого противоречия законодательству в наших правилах нет.
Как будут на практике действовать новые правила, пояснили в горсуде Алматы, где в минувшую среду прошла встреча с представителями Гильдии судебных репортеров. По словам служителей Фемиды, журналисты могут проходить в зал судебного заседания по спискам при предъявлении служебного удостоверения либо - при его отсутствии - удостоверения личности и справки, подтверждающей полномочия. В ходе встречи было решено утвердить список представителей СМИ, освещающих судебные процессы, который будет передан постовым. А блогерам вход на судебные процессы, судя по всему, однозначно заказан.
Мадина АИМБЕТОВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Романа ЕГОРОВА и из соцсетей, Алматы
Вопрос на засыпку
Бауыржан АЗАНОВ, адвокат:
- Единственный вопрос, который у меня возникает в связи с этими пропусками, досмотрами в суды: почему так сильно не охраняют детсады, школы и больницы?! Ведь именно там самые слабые, беззащитные и нуждающиеся в охране группы людей…
Сказано в Facebook