2741

Чёрный список

Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов опубликовал на своем сайте перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.
В этом перечне нет ни одной организации - только люди, около 600 человек. И если наличие в нем члена террористической группировки, устроившей резню в Аксайском ущелье, Саяна ХАЙРОВА вполне понятно, то включение в список экс-председателя партии “Руханият” Серикжана МАМБЕТАЛИНА, общественного деятеля Ермека НАРЫМБАЕВА и активиста движения “Антигептил” Болатбека БЛЯЛОВА вызвало много вопросов.
Как выяснилось, согласно статье 12 закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, основанием для включения лица в этот перечень является в том числе и вступивший в законную силу приговор суда о признании физического лица виновным в совершении экстремистского и (или) террористического преступления. Статья 174 (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) УК, по которой как раз были осуждены вышеуказанные персоны, относится к разряду экстремистских, поэтому, скорее всего, они и попали в этот список.
Однако, по мнению адвоката Айман УМАРОВОЙ, если в приговоре суда ничего не было сказано именно о финансировании терроризма и экстремизма, то включение человека в этот список незаконно.
- Да, статья 174 УК РК относится к экстремизму, - говорит она. - Однако этих людей осудили за экстремизм, а не за финансирование экстремизма или терроризма. Это разные вещи.
- В списке указаны полные данные этих людей: фамилия, имя, отчество, дата рождения, индивидуальный идентификационный номер (ИИН). Не является ли это разглашением персональных данных?
- Вообще-то ИИН относится к персональным данным. Но его можно проверить. К тому же во всем мире экстремизм и терроризм - самые опасные преступления, поэтому к разглашению данных таких людей относятся спокойно. Но самая большая проблема - заглавие “Перечень лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма”. Те же Ермек Нарымбаев или Серикжан Мамбеталин могут сказать, что, когда их судили, о финансировании не было речи. Так что это, по сути, незаконное обвинение.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть