Свобода слива

Наведут ли порядок в ассенизационном бизнесе Алматы?
Бурные страсти по поводу платежей за канализацию при отсутствии таковой в свое время сильно встряхнули не только жителей частного сектора Алматы, но и сотрудников ГКП “Тоспа су”, в чьем ведении и находятся канализационные сети южной столицы. Тогда камнем преткновения стала методика определения объемов предоставленных услуг водоснабжения и водоотведения, утвержденная приказом Агентства РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Принята она была еще в сентябре 2011 года за № 354 и определяла, что потребитель, не подключенный к системе центральной канализации, должен платить за канализацию ровно столько, сколько накрутил его водомер: сколько воды “зашло”, столько и “вышло”. Частники оплачивали выставленные в квитанциях суммы за услуги канализации. На деле же утилизация сточных вод в частном секторе происходила следующим образом: владельцы собственных септиков нанимали частников-ассенизаторов, которые и вывозили водные отходы, разумеется, не бесплатно.
Ситуация эта тогда наделала много шума. Несогласные граждане подавали на монополиста в суд и… проигрывали, поскольку суды руководствовались существующим на тот момент законодательством, а именно упомянутой методикой. Самое удивительное в этой истории, что в то же самое время и государственное коммунальное предприятие “Тоспа су” писало письма в министерства и ведомства с просьбой… данную методику изменить.
Как сегодня владельцы частных домов платят за водоотведение, мы решили выяснить у первоисточника.
В государственном коммунальном предприятии “Тоспа су” нам пояснили, что с 1 мая 2015 года для расчетов за услуги канализации в упомянутую методику внесены изменения. Сегодня владелец частного септика платит за услуги канализации по факту - сколько выгребли у него ассенизаторы, столько он и заплатил, а вовсе не по объему потребленной воды, как было раньше. Это одно. Другое: потребитель платит за услуги канализации непосредственно ассенизатору, который и осуществляет эту самую услугу по выемке и транспортировке сточных вод до пункта слива. Монополист в договорные отношения потребителя и ассенизатора не вмешивается. Собственно говоря, так было всегда.
- За объемы стоков, за транспортировку этих стоков по системе центральной канализации и за их очистку мы берем теперь плату непосредственно с ассенизаторов. Причем за привезенный нам фактический объем, - прояснил ситуацию руководитель службы внутреннего контроля ГКП “Тоспа су” Серик ШАГИРОВ.
А это значит, что у потребителей, имеющих собственные септики, в квитанциях за оплату коммунальных услуг теперь отсутствует графа “канализация”. Правда, не у всех. Все начисленные в период до
1 мая 2015 года суммы за канализацию, но до сих пор не оплаченные ГКП “Тоспа су” намерено взыскать с потребителей.
- Люди потихоньку расплачиваются, - оценил ситуацию Серик Шагиров, - долги эти не столь критичны, суммы весьма подъемные, а главное - по ним не начисляется пеня. Более того, мы даем нашим потребителям рассрочку. Да, на нас по-прежнему подают в суд. Мы защищаемся, поскольку начисляли все эти суммы согласно действовавшей на то время методике.
Призвать к цивилизации
Собственно говоря, с принятием поправок в методику расчета за водоотведение в южной столице началась полномасштабная работа по упорядочению работы ассенизаторского транспорта. Ни для кого не секрет, что один-единственный сливной пункт, находящийся в нижней части города, не очень-то манит к себе перевозчиков сточных вод. Далеко - значит дорого. Каждый километр от потребителя до пункта сброса - это минус определенное количество денег от уплаченной потребителем суммы. Именно поэтому ассенизаторы, особо не заморачиваясь, сливали содержимое своих машин в первый попавшийся канализационный колодец, не выезжая за город. Это делали тогда, когда на весь город был единственный сливной пункт. Это продолжают делать и сейчас, когда заработал еще один, но опять-таки за пределами южной столицы. Заставить ассенизаторов в Алматы работать по правилам - доезжать все-таки до специально оборудованных сливных пунктов, платить за фактический объем сброшенных нечистот и в обязательном порядке мыть на том же сливном пункте свой спецтранспорт - требует особых усилий.
Может быть, дело в цене вопроса, которая для предпринимателей просто неподъемна? Давайте считать. За что конкретно платят на сливных пунктах? Первое - за фактический объем слитых сточных вод. Это 28 тенге за кубический метр. Объем ассенизаторских машин от 3 до 6 кубов. Эта как раз те деньги, которые согласно старой методике расчета платил потребитель. Второе - за помывку самой машины (она не должна возвращаться в город в грязном виде). Стоимость такой процедуры от 650 до 800 тенге, опять-таки в зависимости от объема машины.
Отразилось ли это на удорожании ассенизаторских услуг? Как выяснилось, цены прежние - от пяти до семи тысяч за одну откачку. Цена зависит от того, насколько далеко вы проживаете от месторасположения того предпринимателя, услугами которого вы решили воспользоваться, и как далеко ваш септик расположен от места возможного подъезда ассенизаторской машины.
Если гора не идёт к Магомеду
Расстояние до сливных пунктов по-прежнему играет против цивилизации в ассенизаторском бизнесе. Именно поэтому в Алматы в скором времени появятся мобильные сливные пункты, куда, не выезжая из города, смогут сдать содержимое своих машин ассенизаторы. Предвижу недовольство многих горожан по поводу возможного “пахучего” соседства. Надо сказать, что планируемые мобильные пункты - это вовсе не доморощенные железные будки со всеми сопутствующими “прелестями”. Это уже готовые сборно-разборные конструкции с возможностью герметичного процесса перекачки нечистот. Что называется, ни капли мимо. Кстати сказать, стоимость одной такой мобильной сливной станции пять миллионов тенге. На южную столицу их требуется 30. Уже объявлен закуп первой партии мобильных сливных станций. По задумке монополиста, оплачивать услуги по утилизации сточных вод предприниматели будут по карточной системе. К осени станции заработают. А пока одни предприниматели уходят в договорные отношения с ГКП “Тоспа су”, другие продолжают поиски незаконных мест для слива. И сливают где ни попадя.
- Мы постоянно мониторим ситуацию совместно с правоохранительными органами. Если у ассенизаторской машины нет договора с нами, владелец будет оштрафован природоохранной прокуратурой, - продолжает Серик Шагиров. - Отмечу, что количество ассенизаторских машин, доезжающих до сливных пунктов в последнее время значительно увеличилось. Тем не менее несанкционированные случаи слива нечистот еще имеют место быть. В прошлом году мы проводили рейды в ущелье Алма-Арасан. Видели, как сливают сточные воды в лога, непосредственно в реку. Под развязкой Саина - Райымбека дежурили, снимали на видео, как ассенизаторские машины незаконно сливают содержимое своих машин в канализационные люки. Мы закрыли такую незаконную точку слива в районе бывшего рынка “Баянаул”. Все, кто нарушил правила работы, были оштрафованы и будут штрафоваться впредь.
Кстати сказать, для средневековой цивилизации среднеазиатских городищ и поселений было характерно не только наличие оросительной и водопроводной сети, но и канализации. В южной столице остатки этой системы водоотведения были обнаружены при строительстве современного города в районе нынешней улицы имени Маншук Маметовой. Именно там были найдены остатки глиняных канализационных труб. Прошли века, но пока централизованная канализация во всем Алматы - несбыточная мечта.
Наталья МОЖАРОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

