Маленький рачок большого бизнеса
Соленое озеро близ села Шарбакты Лебяжинского района прославилось благодаря мелкому рачку артемия салина, населяющему водоем. В прошлом году на берегу даже случилась перестрелка между охранниками и местными жителями, решившими под покровом ночи поживиться рачками. Теперь там снова кипят страсти: местные власти выставили озеро на конкурс по передаче его в аренду природопользователям и обалдели - заявки подали 12 крупных фирм из Алматы, Астаны, Караганды и Павлодара. И даже сейчас, когда победитель уже назван, остальные желающие не успокоились и пишут жалобы в правоохранительные органы, питая отчаянную надежду отыграть итоги конкурса назад.
Добыча рачков за все годы независимости Казахстана была криминальным бизнесом. Артемия салина водится только в озерах соленостью от 10 до 300 граммов на литр, поэтому территория ее распространения на планете ограниченна. Этих рачков можно найти лишь в Сибири, на Урале, в Казахстане и США. В результате варварского вычерпывания их из соленых озер за последние годы популяция рачков, по подсчетам ученых, уменьшилась в Казахстане почти вполовину.
Большая часть браконьерского улова уходила в Китай. Китайские косметологи выпускают уникальные средства для кожи, где используется биоматериал артемии салина. Кроме того, медики из Поднебесной предлагают чудодейственные препараты от импотенции, созданные из цист этого рачка. Да и российские ученые стремятся не отстать от китайских коллег, пытаясь создать свои рецепты уникальных продуктов, в том числе препараты от рака.
Уникальный целебный эффект рачков был открыт случайно: жители близлежащих к соленому озеру деревень кормили кур рачками, после чего пернатые неслись в два раза чаще и яйца их были крупными и качественными. Потом рачков стали использовать как биодобавку для откорма молоди ценных пород рыб на рыбозаводах, чтобы у них быстро наращивалась масса и повышалась стойкость к болезням.
Первые 15 соленых озер Павлодарской области были переданы в аренду конкретным хозяевам на 10 лет только в 2011 году. Но и тогда живущие в близлежащих селах нелегальные добытчики рачков еще не верили, что в их браконьерской жизни что-то изменится.
Из полицейских сводок. Август 2011 года: на горько-соленом озере Туздыколь Баянаульского района задержаны двое сельчан с 75 мешками рачков общим весом две тонны. Кроме того, 24-летний житель Семея был задержан при попытке вывезти из региона на “газели” 50 мешков артемии салина весом более тонны.
Август 2013 года: полицейские едва не потеряли дар речи, когда остановили трактор, прицеп которого буквально разваливался от 170 мешков, наполненных артемией салина. В багажнике старенького “москвича” были припрятаны еще четыре мешка.
Август 2015 года: узнав, что Качирский рыбопитомник, взявший в 2011 году в аренду соленое озеро в селе Шарбакты, проходит процедуру банкротства, местные жители решили, что можно жить по-старому, и в ночь с 24 на 25 августа двинули с мешками добывать рачков. По информации ДВД области, сотрудники охранного агентства ТОО “Сункар и К”, нанятые для охраны озера, заметили свет автомобильных фар, поехали на озеро и обнаружили там браконьеров. Пойманные с поличным сельчане начали избивать охранников, те в ответ открыли стрельбу в воздух. Одному из стражей порядка переехали на машине ногу, еще двое получили серьезные травмы. В результате трое охранников - 1984, 1985 и 1988 г.р. - были доставлены в больницу Павлодара.
Наутро шарбактинцы уже собирали журналистов местных и республиканских телеканалов, чтобы на камеру поплакаться: мол, село всегда жило за счет соленого озера, а после передачи его в аренду зарабатывать стало совсем нечем. Между тем Шарбакты в плане трудоустройства является одним из наиболее благополучных сел региона. К примеру, именно в этом сельском округе самые большие площади бахчевых - ими засеяно 1,5 тысячи га, а в ленточный сосновый бор постоянно требуются лесники.
После шарбактинской потасовки соленые озера наконец стали патрулировать участковые инспекторы совместно со спецподразделением СОБР и сотрудниками криминальной полиции. Возле водоемов были установлены блокпосты, где проверяли все подъезжающие и отъезжающие машины. Как раз в это время функции по закреплению соленых озер за определенными природопользователями были переданы из республиканского ведения местным исполнительным органам. Тогдашний аким Павлодарской области Канат БОЗУМБАЕВ сообщил, что в 2016 году будет проведена паспортизация очередных 12 соленых озер. Арендаторов обязали ежегодно заказывать научно-биологическое обследование, чтобы установить, какое количество рачков можно добывать на каждом из озер, дабы не навредить его экофлоре. В этом году, к примеру, на соленых озерах области разрешено добыть 900 тонн моллюска, не больше.
Народ наконец понял, что шутки кончились и пора работать цивилизованно. Потому-то первое же озеро, выставленное местными властями на конкурс, собрало столько желающих.
- Высушенный и правильно обработанный моллюск, когда его помещают в воду с соляным составом, оживает и начинает как ни в чем не бывало активно плодиться и размножаться, - рассказывает Нуржан АШИМБЕТОВ, занимавший в разные годы посты акима Лебяжинского района и замакима Павлодарской области по вопросам сельского хозяйства и природопользования. - Он может годами лежать в мешке в анабиозном состоянии. Это самый ценный живой белок. Представляете, существо, которое питается за счет солевого раствора и энергии солнца, превращая их в белок. Чудо природы! Наша задача - чтобы цисты рачков продавали не браконьеры, варварски вычерпывающие их из озер, а цивилизованно, соблюдая рекомендации ученых, в переработанном виде - высушенными, упакованными. Поэтому тендер на аренду шарбактинского озера выиграла павлодарская фирма, не такая мощная, как ее конкуренты из Астаны или Алматы, зато имеющая цех по переработке рачков.
В цехе, о котором рассказал Нуржан Ашимбетов, привезенное с озер сырье помещается в вибросито, очищается от крупной грязи, попадает в бассейн, где ил несколько суток оседает на дно. Потом рачков вылавливают, выжимают, несут на анализ в лабораторию и передают информацию о полученных параметрах партнерам в Китай. Если китайцев параметры устраивают, цисты рачков сушат, фасуют и кладут в холодильник. Конечный товар чем-то напоминает крупный песок.
- В какие конкретно китайские фирмы попадает наш товар, мы не знаем, - говорит директор цеха Ерсултан МУБАРАКОВ (на снимке). - Но нам говорят, что павлодарские рачки очень хорошего качества и изготовленный с их использованием тональный крем пользуется большой популярностью у женщин во всем мире.
Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар