Алло, гараж!
Кто и как возит казахстанских депутатов
Путь от Дома министерств - это самый центр Астаны - до автохозяйства хозяйственного управления парламента, на территории которого располагается депутатский гараж, у нас занял чуть больше 15 минут. На вид самое обычное здание, расположенное вплотную к строящейся многоэтажке. Здесь работают почти триста сотрудников, большая часть из них - 199 человек - водители. Они обслуживают депутатов мажилиса и сената, руководителей и сотрудников аппарата парламента. Кого попало на работу сюда не берут: водители только первого класса, имеющие все категории, стаж не меньше пяти лет, незапятнанное прошлое (никакой судимости) и хорошая репутация в дорожной полиции - здесь отдельно проверяют, как часто претендент на место попадался за нарушение ПДД и были ли в его жизни аварии.
- Водитель должен хорошо знать город. У нас есть специальная карта, по которой мы проверяем, как человек ориентируется в Астане, - рассказывает заместитель директора по эксплуатации автохозяйства хозу парламента Светлана БАКИЖАНОВА. - Сами представьте: сядет к такому водителю заказчик, а он его по всему городу катать будет. Такого быть не должно.
- А женщины-водители?
- Их нет, хотя было бы интересно. Но к нам еще никто не обращался. Просто не так много дам, у которых есть все водительские категории.
У депутатов нет персональных автомобилей, это прерогатива чиновников рангом выше - премьер-министра, руководителя администрации президента, председателя совета безопасности, министров и так далее. В депутатском гараже только несколько машин, как здесь говорят, персонального закрепления - за спикером и вице-спикером парламента, за председателями постоянных комитетов, например. Остальные вызывают машину как такси.
Все звонки от депутатов поступают в диспетчерскую. Здесь мы находились минут пятнадцать, и все это время телефон не умолкал. Нас заверили, что сотрудница не знает, кто именно звонит - каждому клиенту присвоен порядковый номер. Он называет его и говорит, куда и к какому времени нужно подать машину. Депутатский лимит - 75 часов в месяц. Выходим на трехъярусную парковку. Всего здесь 200 автомобилей: Тоyota Camry 2007 года выпуска - 75 штук, одиннадцать Merсedes s-класса, почти все остальные (здесь есть и несколько микроавтобусов для встречи делегаций) - отечественные Kia Optima и Kia Cadenza. После того как у машин представительского класса закончится срок эксплуатации, вместо них купят автомобили казахстанской сборки. Кому какие машины положены? Есть специальный приказ министра финансов, в котором это четко прописано. Марки там не указаны - лишь объем двигателя: до или свыше трех литров. Для дежурства Тоyota и Kia, для персонального обслуживания и встречи делегаций - машины представительского класса. Перед выездом все машины моют, проверят на порталах (именно поэтому по пути они никогда не ломаются) и заливают бензин - заправка здесь тоже своя, долить топливо где-то в городе не получится - запрещено. Обслуживают депутатов строго с восьми утра до восьми вечера. Взять машину можно в любое другое время и сверх лимита, но только за отдельную плату. Тариф начинается от 1800 тенге в час, правда, зависит он не только от времени, но и от пробега. Два этих показателя суммируются, и в итоге выставляется счет. Пользуются этим депутаты очень активно. В этом году только за февраль, когда был промежуток между роспуском парламента и выборами, гараж заработал два миллиона тенге, в среднем же эта сумма составляет 700-800 тысяч тенге в месяц.
- Вы следите за тем, куда депутаты ездят? Допустим, видите, что он то в бане, то в ресторане. Передаете эту информацию куда следует?
- Нет, конечно. За плату он может ездить куда угодно. А в установленное лимитом время только по служебным делам: на работу и обратно, в министерство, аэропорт. Все остальное - только за деньги. У нас есть GPS, и мы видим, где находятся машины, с какой скоростью они едут, где стоят. Пока этого оборудования не было, мы не знали, где находится автомобиль, нам сложно было его контролировать. В выходные и праздники любые выезды тоже строго за плату. Депутат может доехать в рамках лимита только в аэропорт или на вокзал.
- А вызвать конкретного водителя он может? Ну, нравится ему кто-то... Подружились.
- Бывает всякое, но не всегда можно это сделать. Кто-то может попросить прислать конкретную машину, допустим Toyota, но если она будет занята, то на вызов мы отправим Kia. То же самое и с водителем. Конечно, те, кто давно у нас работает, знают большинство депутатов, может, у кого-то и возникают приятельские отношения. Но обычно никто никого не выделяет. Это те, за кем закреплен персональный водитель, переходя на новую работу, могут забрать его с собой.
Есть конкретные правила, касающиеся того, как должен вести себя водитель: поздороваться, спросить маршрут, попрощаться. Чего делать нельзя? Курить, пользоваться телефоном, приставать с вопросами и заводить задушевные беседы. При этом обязательно соблюдать дресс-код: пиджак, брюки, светлая рубашка, галстук. Вообще, внешние факторы здесь играют не последнюю роль. К автомобилям, на номерах которых есть соответствующее буквенное обозначение, в Астане повышенное внимание. Фото нарушителей, везущих vip-пассажиров, моментально оказываются в Сети. Совсем недавно одной из самых популярных новостей стал снимок автомобиля с таким номером, лихо пересекающего двойную сплошную. Выясняли, кто такой, и водителя сразу уволили.
Идем дальше. На специальном стенде предприятия примечательное объявление: “Парковки на стоянках рядом со школами, детскими садами, торговыми центрами, ресторанами и иными развлекательными центрами запрещены”. Причина, думаю, очевидна. Или еще: свободные водители обычно ждут клиентов на парковке парламента. Им запрещено собираться большими группами, щелкать семечки или плеваться. Опять же - повышенное внимание. Попадают ли парламентские водители в ДТП? Иногда.
- Но в этом никогда нет вины наших сотрудников, - спешит сообщить Светлана Айтпаевна. - Бывает такое, что кто-то въезжает в наш автомобиль, а он врезается в впереди стоящий. У нас в прошлом году было всего 10 таких ДТП, а в позапрошлом - пять. Наши водители понимают, кого везут. И им очень не хочется прощаться со своей работой, потому что мы наказываем за нарушение ПДД, чего уж говорить о более серьезных проступках.
Благодарят ли депутаты водителей? Это остается за кадром. По праздникам дамам-диспетчерам присылают букеты, иногда заезжают поздравить сами. А такого, чтобы по жалобе депутата уволили кого-то из сотрудников, здесь еще никогда не было.
- Наши клиенты - интеллигентные люди, - улыбается Светлана Айтпаевна.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана