6334

Игра в “Картель”

Плантации искусственно выращиваемой индийской конопли

Во избежание возможной утечки информации для сотрудников оперативной бригады была придумана легенда. Истинную картину знал лишь один человек - генерал Султан КУСЕТОВ, начальник департамента по борьбе с нарко­бизнесом МВД. Чтобы читатели представили себе размах крыльев этих наркостервятников, скажем: за два года казахстанские потребители дури перечислили безналом на счет лидера группировки 558 миллионов тенге! Какая сумма была передана кешем, устанавливается до сих пор…

Операцию разрабатывали больше трех месяцев: за это время наркополицейские не только вычислили мелких дилеров и посредников среднего звена, но и вышли на организатора преступного сообщества - жителя киргизского города Оша по прозвищу Беркут. Как выяснилось позже, он женат на сестре известного в Средней Азии криминального авторитета с романтическим погонялом Первая Ласточка. Этот человек был первым крупнейшим наркобароном, еще 20 лет назад наладившим трафик афганского героина в среднеазиатские страны - отсюда, кстати, и прозвище.
Группировка попала в поле зрения оперативников в конце прошлого года, но взять их с ходу не получилось: преступное сообщество насчитывало десятки членов, которые не знали друг друга и были разделены на группы: поставщики, курьеры, посредники, дилеры… Субординация была жесточайшая. Например, только поставщики могли встречаться с Беркутом и заказывать партию героина. Между поставщиками и курьерами, возив­шими зелье через границу, существовала бригада посредников. Курьеры, когда им удавалось пересечь границу с товаром, “отгружали” героин оптовикам в Казахстане, а те уже через своих посредников мелкими партиями отдавали зелье на реализацию уличным сбытчикам. Кстати, нередко в качестве курьеров выступали таксисты и проводники поездов. Причем они не знали, что за груз везут, - поставщики умудрялись маскировать героин так тщательно, что даже собаки на пограничных переходах не всегда могли учуять запах дури.
А вырученные деньги дилеры перечисляли на различные банковские счета Беркута в Киргизии, но не от своего имени, а по удостоверениям личности бомжей или своих постоянных клиентов - все это делалось на случай, если кого-то из дилеров задержат полицейские. Он мог спокойно откреститься от участия в транснациональной преступной группировке, а изъятый при задержании героин выдать за свой - для личного потребления - и получить свои 3-5 лет колонии (в МВД говорят: такая конспирация - ноу-хау Первой Ласточки, а его зять Беркут был лишь исполнителем). Со временем оперативникам удалось вычислить номера телефонов некоторых поставщиков и мелких дилеров, но специфические переговоры, как говорится, к делу не пришьешь. Героин, к примеру, они называли персиками.

Вот примеры таких диалогов (борцы с наркобизнесом записывали сотни подобных звонков). Поставщик Серик сообщает оптовику Марату: “Персики оптом не отдавай, скинь по 5-6 ягод, а деньги отправь тому человеку, который в прошлое воскресенье был у тебя в гостях”. В другом случае дилер Андрей звонил с претензиями уличному сбытчику Сергею: “Киргизские персики очень вкусные, всем нравятся. Только ты больше не смешивай их с другими фруктами - потеряем клиентов. Мне кент из Петропавловска звонил, там люди довольны качеством. Таких клиентов нам терять нельзя...” Ну как эти ничего не значащие фразы приобщить к оперативным материалам?
Ни один прокурор, ни один судья не согласится санкционировать арест - ведь речь идет лишь о фруктах, которые действительно фурами возят в Казахстан из соседней Киргизии. Один лишь Кусетов (на снимке) знал наверняка, о чем идет речь. Знал - но генерал выжидал, пока кто-нибудь из его “подопечных” проколется. Наконец - через три месяца глубокой разработки - у сыщиков появилась зацепка. В интересах следствия в МВД не стали уточнять подробности, сообщив, что полученная оперативным путем информация помогла выследить всю цепочку этой международной группировки. По данным нашего источника в силовых структурах, оптовики снимали на сутки квартиры в различных городах и весях Казахстана, где и хранили товар. Одного оптовика взяли с поличным, и тот согласился сотрудничать со следствием - по казахстанским законам за сбыт наркотиков в крупном и особо крупном размере срок начинается от 20 лет до пожизненного.

По словам генерала Кусетова, глава МВД Калмуханбет КАСЫМОВ поставил перед ним сразу несколько задач: установить всю цепочку сбыта, активных участников, каналы и способы распространения героина как в Казахстане, так и в соседних странах. При этом очень важно было определить схемы легализации денежных средств, вырученных за торговлю зельем. Когда выяснилось, что сотни миллионов уходят на счета киргизских банков, возникли первые проблемы: наши полицейские не могут работать на территории другого государства, но и делиться столь ценной информацией с коллегами они не рисковали во избежание возможной утечки (когда речь идет о сотнях миллионов тенге прибыли, обязательно найдется оборотень в погонах, который захочет заработать кучу денег на сливе информации криминалитету). Сначала наркополицейские подключили представителей Генпрокуратуры, а позже - сотрудников Центральноазиатского регионального информационного координационного центра (ЦАРИКЦ). В ходе разработки появилась информация, что часть денег за зелье Беркуту перечисляли на его банковские счета, и тогда в совместную оперативную бригаду включили работников комитета финансового контроля Минфина РК (недавно переименованного в комитет государственного внутреннего аудита). Ревизоры установили: только за последние два года казахстанцы перечислили Беркуту более полумиллиарда тенге! Еще раз проработав все детали, генерал Кусетов назначил день операции. В начале апреля этого года группы захвата выехали в разные города Казахстана, но даже бойцы спецназа МВД не знали, кого именно они едут хлопать.

Примерно в одно и то же время в этих городах были задержаны члены транснациональной ОПГ, у которых изъяли товар - чистейший афганский героин - на сумму более 100 миллионов тенге. Но это была лишь часть операции “Картель”. Разработка продолжается до сих пор, на сегодняшний день полицейские установили еще 11 членов синдиката - жителей Киргизии и Казахстана. Сейчас сыщики пытаются собрать все факты сбыта героина членами этой ОПГ. Кроме того, необходимо установить объекты недвижимости, приобретенные на криминальные деньги как в Казахстане, так и в Киргизии, и также вычислить созданные фирмы-однодневки для легализации денежных средств.
- Среди членов этой группировки были жители Киргизии, и поэтому, чтобы провести полномасштабную операцию, мы связались с руководством государственной службы наркоконтроля этой страны, - рассказывает генерал-майор Кусетов. - Благодаря совместной работе удалось ликвидировать многоступенчатую схему транзита и распространения героина. Не секрет, что зачастую мы проводили задержания мелких сбытчиков и дилеров, стоящих на низших ступенях преступной иерархии. К сожалению, эти меры не обеспечивали ликвидацию всех звеньев преступной цепи - от организаторов транзита наркотиков из Афганистана в Казахстан до сбытчиков. В этом конкретном случае мы пресекли преступную деятельность и сбытчиков, распространяющих наркотики мелкими партиями - от 10 до 100 граммов, и дилеров средней руки, получающих и распространяющих героин партиями от 100 граммов до килограмма, и, наконец, крупных оптовиков с оборотами в десятки миллионов тенге. Но самое главное - взяли организатора и лидера транснациональной ОПГ. Суд еще впереди, но могу сказать: пожизненный срок ему обеспечен...

По словам главного борца с наркотиками, Казахстан рассматривается наркосиндикатами как транзитная страна на пути в Россию и Европу, но часть зелья оседает у нас. Правда, до казахстанских наркоманов афганский героин в чистом виде не доходит - его бодяжат перекупщики. Что касается наркотиков из так называемой каннабисной группы - марихуаны и гашиша - они растут “дома”, в Шуской долине, на площади почти 140 тысяч гектаров. Для противодействия казахстанским группировкам, сбывающим дикорастущую анашу, создали специальное подразделение “Дельта-Долина”. Сотрудники этой службы МВД в свое время наделали немало шороху в долине. Но буквально в прошлом году наркомафия и тут нашла выход - так называемую индийскую коноплю, более известную как индюха, стали специально выращивать в Кызылординской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, Карагандинской и Актюбинской областях. В прошлом году в этих регионах были обнаружены несколько десятков таких плантаций. Как выяснилось, искусственно выращенная в тепличных условиях индюха пользуется особым спросом у наркоманов: если в составе дикорастущей конопли в Шуской долине тетрагидроканнабинола (активное наркотическое вещество) - 0,8 процента, то в индийской - целых 35-40 процентов!
- Мы уничтожили 37 плантаций такой конопли. Если раньше в среднем изымалось около 20-25 тонн марихуаны, то после культивации индийской конопли в 2015 году мы изъяли более 96 тонн зелья! В этом году вместе с Минсельхозом и местными акиматами мы разработали топографические схемы выявленных и потенциально пригодных участков для возделывания наркотиков, планируем закупить беспилотники для облета территорий, - продолжает Султан Кусетов.
Еще одна проблема - синтетические наркотики, которые заполонили практически все ночные клубы и другие места, где активно тусуется молодежь. Это зелье изготавливают в подпольных цехах Китая, привозят к нам под видом различных курительных смесей и смело сбывают клиентам. Почему смело? Потому что законом наказание за такие синтетические наркотики не предусмотрено.
- 27 видов таких синтетических веществ мы запретили законодательно, но опытные китайские химики научились изменять пару формул состава. Мы их изымаем, но экс­перты не могут точно определить, что это наркотик, запрещенный в Казахстане. Соответственно, мы не можем привлекать задержанных ни к какой ответственности. Недавно я встречался с коллегами из развитых стран, и они выработали для нас рекомендации, которые мы намерены внести в закон. Пока не буду раскрывать все детали - наркобароны тоже читают газеты. Могу сказать, что разработаем изменения в закон, связанные с запретом конкретной формулы, используемой для произ­водства “синтетики”. Например, если запретить законом основные соединения водорода, используемые в криминальном производстве наркотиков, тогда хит­рости с новыми формулами уже не помогут, - говорит Султан Кусетов.

В этом случае для определения состава “синтетики” нужно привлекать не только экспертов-химиков, но и наркологов, чтобы они определяли воздействие зелья на организм человека. Ведь проблема с “синтетиками” охватила весь мир. И впервые силовики разных стран признаются: система международного контроля за распространением наркотиков не успевает реагировать на стремительно врывающиеся на наркорынок новые виды дури. Быстрому их распространению способствует и уличная “реклама” - надписи на тротуаре или стенах домов о продаже различных курительных смесей, спайсов и т. д. Словом, как говорили в прежние времена, враг не дремлет...

Цифры в тему

- В 2015 году выявлено 3269 наркопреступлений и пресечено 2123 факта сбыта наркотиков.
- Из незаконного оборота изъято более 90 тонн наркотиков, в том числе 140 килограммов героина.
- Ликвидировано 6 организованных наркогруппировок.
- Выявлено 126 фактов контрабанды наркотиков, проведены 24 совместные операции с коллегами из стран СНГ.
- В Казахстане на специальном учете состоят 30 504 наркозависимых. Среди них 203 несовершеннолетних. Это официальные данные. На самом деле эти цифры можно смело умножить в несколько раз...

Тохнияз КУЧУКОВ, е-mail: kuchukov@time.kz, фото пресс-службы МВД РК, Алматы

Поделиться
Класснуть