Большая вода
Какую компенсацию могут получить жители затопленных домов?
Майские праздники многие жители Алматы и Алматинской области не отмечали вовсе - в те выходные из-за обильных дождей несколько рек вышли из берегов, в результате чего подтопило более сотни домов. К счастью, люди не пострадали, зато имущество большинства из них было серьезно повреждено. Власти Алматы позже сообщили, что пострадавшим будет выплачена социальная помощь, однако жители суммой компенсации остались недовольны.
Кто решает, кому и как помогать в случае стихийного бедствия?
По Закону “О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера” вопросы социальной защиты граждан, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе стихийных бедствий, относятся к компетенции местных исполнительных органов. То есть решение о том, кому выплачивать компенсацию и выплачивать ли вообще, акиматы принимают по собственному усмотрению. А вот сколько платить, определяет другой орган - маслихат. К примеру, в Алматы, согласно решению внеочередной ХХІ сессии городского маслихата
V созыва от 28 ноября 2013 года № 183 “Об установлении размеров социальной помощи и определении перечня отдельных категорий нуждающихся граждан”, социальная помощь гражданам, пострадавшим вследствие пожара или стихийного бедствия, предоставляется в виде денежных выплат в размере до 100 месячных расчетных показателей (212 100 тенге) на семью при утрате, порче, нанесении значительного ущерба жилью. Кстати, это один из самых высоких показателей по стране. Например, депутаты столичного маслихата пришли к выводу, что пострадавшим следует выплачивать 65 МРП (137 865 тенге) в случае повреждения жилья и 15 МРП (31 815 тенге) на каждого погибшего в случае, если не обошлось без жертв. Жители затопленного поселка Суриковка в Костанайской области и вовсе получат по 30 МРП (63 630 тенге) в качестве компенсации за причиненный стихией ущерб.
Если дом стоит в неположенном месте
Запрещено строительство жилых домов в пределах водоохранных полос. Согласно Водному кодексу водоохранная зона представляет собой территорию, примыкающую к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной или иных видов деятельности. В ее пределах существует водоохранная полоса с более строгим режимом, на которой вводятся дополнительные ограничения природопользования. Это территория шириной не менее 35 метров, прилегающая к водному объекту и водохозяйственным сооружениям, на которой устанавливается режим ограниченной хозяйственной деятельности. Ширина водоохранных зон и полос устанавливается местными исполнительными органами (акиматами) по согласованию с бассейновыми водохозяйственными управлениями и уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (департамент по защите прав потребителей).
Все ли граждане могут получить социальную помощь в случае стихийного бедствия?
Рассчитывать на социальную помощь в случае порчи или утраты имущества могут лишь граждане, владеющие им на законных основаниях. К примеру, после схода селевого потока в западной части Алматы в прошлом году власти города сразу заявили, что те, кто построил дома незаконно или в охраняемой зоне, получить компенсацию не смогут. При этом чиновники и спасатели отмечали, что серьезных последствий можно было избежать, если бы дома не были расположены так близко к реке и не перекрывали свободное течение воды.
Не плюй в арык
Если арыки или ливневая канализация возле вашего дома забиты мусором, то разлив воды при сильных дождях неизбежен. Конечно, местные власти должны следить за состоянием арычной сети. По данным руководителя управления природных ресурсов и регулирования природопользования Алматы Еркебулана ОРАЗАЛИНА, общая протяженность арычной сети в городе составляет 1200 километров, из которых 700 км - в лотках. За последние четыре-пять лет реконструкции подверглись 110 км. В приоритете ремонт и строительство еще 60 км арыков, особенно в тех районах, которые во время осадков подвержены угрозе подтопления. По словам Еркебулана Оразалина, на сегодняшний день у городских властей есть проектно-сметная документация на реконструкцию 30 км арыков, 15 км из которых будут отремонтированы в текущем году. Но и от самих жителей тоже зависит, будут ли пропускать воду арыки. Возьмите лопаты, расчистите мусор!
Страховать или не страховать имущество от стихийного бедствия?
Виталий ВЕРЕВКИН, страховой омбудсмен:
- Движимое или недвижимое имущество может быть застраховано от различных рисков. Существует три основных вида рисков: повреждение или уничтожение имущества вследствие опасных природных явлений, техногенных катастроф или противоправных действий третьих лиц. Каждая из этих групп может включать различные события. Природные явления - это выпадение обильных осадков, сели, удары молнии, пожары, возникшие по причине природных явлений (например, степной пожар перекинулся на жилой дом), сходы лавин, оползни, землетрясения, провалы грунта и т. д. Техногенные катастрофы тоже могут включать пожары, взрывы, наезд транспортных средств, падение летательных аппаратов - масса вариантов. А противоправные действия третьи лиц - это все, что делает человек: кража, поджог, вандализм, может, даже народные волнения, теракты и многое другое. Вот такие существуют варианты страхования.
- Покрывают ли выплаты все расходы при наступлении страхового случая?
- Конечно. Но тут важно, чтобы страховая сумма исчислялась из действительной стоимости имущества. Например, самая большая глупость при страховании залогового имущества - это когда имущество страхуется не на стоимость имущества, а на стоимость залога, который, как правило, меньше. А если вы страхуете имущество исходя из рыночной, или, по-другому, действительной, стоимости, тогда покрывается все. Единственное, если речь идет о франшизе - за минусом этой самой франшизы. Но в большом убытке она теряется, и человек, в принципе, получает то, на что рассчитывал.
- Какова стоимость такого страхования?
- Она на самом деле не так высока. Например, квартиру стоимостью 3 миллиона тенге люди застраховали за 8000 тенге в год. Так что лучше застраховать. Конечно, вы можете подумать: зачем платить лишние деньги? Но если что-то случится, а имущество не застраховано, вы будете очень сильно жалеть.
Куда обращаться пострадавшим от стихийного бедствия и какие документы нужно собрать?
Как следует из постановления правительства от 21 мая 2013 года № 504 “Об утверждении типовых правил оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан” и решения маслихата Астаны от 27 июня 2014 года № 250/36-V “О правилах оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан города Астаны”, для получения социальной помощи при наступлении трудной жизненной ситуации (сюда относятся стихийные бедствия и пожары) заявитель от себя или от имени семьи должен обратиться в городское управление занятости и социальных программ или к акиму поселка, села, сельского округа с заявлением, к которому прилагаются следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность;
2) документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства;
3) сведения о составе семьи;
4) сведения о доходах заявителя и членов его семьи;
5) акт и/или документ, подтверждающий наступление трудной жизненной ситуации (в случае стихийного бедствия или пожара - документы, подтверждающие факт ЧС и степень нанесенного ущерба, то есть справка из департамента по ЧС);
6) документы, подтверждающие принадлежность утраченного, испорченного жилья:
- для принадлежащего на праве собственности - справка о наличии зарегистрированных прав на недвижимое имущество, выданная территориальным органом Министерства юстиции, и копия правоустанавливающего документа;
- для занимаемого на иных законных основаниях - копия документа на право проживания с установленной собственником обязанностью по содержанию жилья;
7) в случае летальных исходов - документы, подтверждающие факт смерти члена семьи и родственные отношения с ним.
Мнение эксперта
Сергей УТКИН, юрист:
- Ущерб можно взыскать только с того, кто нарушил какие-то нормы законодательства либо договора. Но в случае стихийных бедствий вряд ли можно говорить о каких-то договорных отношениях. А вот если ЧП произошло по чьей-то вине, тогда можно найти виновных и взыскивать с них ущерб. Сначала эксперты должны найти причину. Предположим, шлюзы должны пропускать определенный объем воды, но из-за загрязнения не пропустили. Тут можно взыскивать либо с проектной организации - проект плохой, либо со строительной организации - проект хороший, исполнение плохое, либо с тех, кто отвечает за содержание этого сооружения. Но если все в пределах нормы, а воды слишком много и даже правильные шлюзы не справляются, тогда, извините, это стихийное бедствие, и ничего тут не поделаешь. Винить здесь некого, надо рассчитывать на себя, заранее позаботиться и застраховать имущество. Акиматы, конечно, выделяют социальную помощь, у них есть фонд чрезвычайных ситуаций, и они могут средства из него на такие цели расходовать. Но по закону такой обязанности у государства нет - выплачивать пострадавшим компенсацию в случае ЧС. Тут сам акимат принимает решение: давайте-ка дадим денег или восстановим что-то за счет госбюджета.
Мадина АИМБЕТОВА, e-mail: aimbetova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы