Ветеран умер. А дело его - живёт
В преддверии нынешнего Дня Победы мы отправили десятый по счету официальный запрос в ДВД Павлодарской области, касающийся мошенников, от которых пострадал участник Великой Отечественной Федор КУЛАГИН (на снимке). Мы попросили полицейских сообщить, с какой скоростью (количество листов в день) переводится с русского на ингушский язык текст расследуемого третий год дела об обмане ветерана.
В минувший четверг на девятый наш запрос по этому делу пресс-служба ДВД прислала ответ, совершенно идентичный восьми предыдущим: “Материалы уголовного дела по факту мошенничества в отношении ветерана ВОВ Ф. Кулагина переводятся на ингушский язык. После окончания перевода уголовное дело будет направлено в суд”. Между тем известно, что перевод восьми томов уголовного дела длится уже полтора года!
Напомним суть разбирательства. Как рассказывал нашей газете сам Федор Никитович Кулагин, в конце февраля 2014 года павлодарка Наталья ОМАРОВА под видом соцработника подсунула ему, почти слепому, на подпись две бумаги, сказав, что в одной идет речь о повышении пенсии, а во второй - об операции по замене хрусталика глаза в одной из барнаульских клиник. Позже выяснится, что одна из бумаг была распиской о том, что ветеран якобы занял у павлодарского предпринимателя Олега ЛАВРИНЕНКО три миллиона тенге, а вторая - доверенностью дедушки юристу Ринату НИЯЗОВУ на представление его интересов в суде. В результате Ринат Ниязов от лица Федора Кулагина и юрист Руслан ДЗАНГИЕВ, имеющий доверенность от Лавриненко, подписали в суде мировое соглашение о том, что квартира ветерана переходит предпринимателю в счет погашения долга (позже суд признал расписку ветерана фальшивкой, и мировое соглашение было отменено). Затем Наталья Омарова привезла Федора Никитовича в Барнаул и... бросила его там одного ночью в мороз на перроне железнодорожного вокзала без денег, документов и теплой одежды. Федор Кулагин с воспалением легких попал в тамошнюю психбольницу, однако сумел добиться возвращения в Казахстан по временным документам. А дома не обнаружил ни домовой книги, ни орденов, ни медалей (см. “Снова в бой” и “Взять языка”, “Время” от 1.5.2014 г. и 29.1.2015 г.).
С тех пор Олег Лавриненко благополучно перебрался с семьей в Канаду на ПМЖ. Гражданка Омарова и юрист Ниязов, проходившие первоначально по делу в качестве подозреваемых, затем из него каким-то образом исчезли. Сейчас единственным подозреваемым является Руслан Дзангиев, который ранее уже обвинялся в другом квартирном мошенничестве, но ушел от наказания благодаря тому, что сотрудникам ДВД на протяжении нескольких лет не удалось найти русско-ингушского переводчика. В этот раз, продержав немного под арестом, Руслана выпустили на свободу дожидаться окончания перевода материалов дела на ингушский язык, чтобы потом подозреваемый мог с ними ознакомиться. Что примечательно, юрист Дзангиев хорошо известен в Павлодаре благодаря тому, что до недавнего времени регулярно участвовал в судебных процессах, проходивших на русском языке, в качестве представителя одной из сторон.
Между тем в июле прошлого года заместитель прокурора Павлодарской области Куат АРТЫКБАЕВ во время пресс-конференции заверял автора этих строк:
- В ближайшее время дело будет направлено в суд. Дзангиев от уголовной ответственности не должен уйти. Рано или поздно все должно закончиться. Этот человек, нарушая закон, позволяет себе еще и бравировать этим, полагая, что он недосягаем! То, что он совершил по отношению к ветерану Великой Отечественной войны, - это уже предел! Ранее ему все спускалось с рук: сколько работаю, столько слышу о Дзангиеве как о каком-то неуловимом, недосягаемом. Человек в одном зале выступает в качестве подозреваемого и говорит, что не знает русского, потом переходит во второй зал и поддерживает на русском чьи-то интересы по доверенности. Чеченец он, ингуш, казах, армянин, русский - не имеет значения. Я считаю, наказание должно быть неотвратимым, он не должен уйти от ответственности. Все, будет отвечать по закону!
А в феврале этого года, так и не дождавшись наказания хоть кого-то из своих обидчиков, ветеран Великой Отечественной войны Федор Никитович Кулагин скончался.
Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар